Проверяемый текст
Капелюшник Михаил Семенович. Наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осужденных, по российскому уголовному праву (Диссертация 2006)
[стр. 91]

90 Дополнительные наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осуждённых, также направлены на дифференциацию и индивидуализацию уголовной ответственности, также объективно усиливают карательное воздействие на осуждённого, однако основное их предназначение, как нам представляется, состоит в повышении гарантий достижения цели специального предупреждения преступлений.
Именно на это направлены наказания в виде лишения права занимать определённые должности
заключается или в заниматься том, чтобы определённой исключить деятельностью.
Их смысл использование возможностей, связанных с занятием соответствующих должностей, деятельности при совершении новых преступлений.
Кроме того, назначение
наказания в виде лишения права занимать определённые в качестве должности или заниматься является определённой деятельностью дополнительного целесообразным тогда, когда возникает несовместимость порицаемого обществом статуса осуждённого со статусом лица, облечённого той или иной официальной функцией.162 Поскольку дополнительное наказание является вспомогательной (по отношению к основному виду наказания) мерой, поэтому оно по общему правилу должно быть менее строгим в сравнении с основным наказанием.
«Дополнительное наказание, отмечает В.К.
Дуюнов, не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяется, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл
в их совместном применении или логика соотношения их ролей в реализации целей наказания».163 В целом можно было бы согласиться с этим выводом.
Однако здесь возникает вопрос а
будет ли целесообразным назначение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой работам, деятельностью ведь оба эти в дополнителнение к принудительным наказания предусматривают ограничение трудовой правоспособности осужденного.
Ответ на него более " Уголовное право.
Часть Общая.
Под ред.
Л.Л.
Кругликова.
С.362-363.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Под ред.
Л.Л.
Кругликова.
М.: Волтерс Клувер, 2005.
С.
103.
163 16
[стр. 25]

25 В интересах более глубокого уяснения социальной сущности и предназначения наказаний, ограничивающих также их целей и функций.
трудовую правоспособность осуждённых, обратимся к определению их места в системе наказаний, а & праву 2.
Место наказаний, ограничивающих трудовую правоспособность, в системе паказанпй по российскому уголовному Как это вытекает из ст.
44 УК РФ, законодатель вольно или невольно в целом правильно определил место отдельных видов наказаний в их перечне в зависимости от характера лишений или ограничений, которые они заключают.
На первой позиции (п.
«а» ст.
44 УК) указан штраф, то есть имущественное наказание, на последуюп^их (п.п.
«б», «в», «г», «д», «е») соответственно, наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; лишение чина и специального, воинского или почётного звания, классного государственных наград; обязательные работы; исправительные работы и ограничение по военной службе, далее в п.п.
«з», «и», «к», «л», «м» наказания, ограничивающие личную свободу, в первую очередь, право свободно передвигаться по территории РФ, выбирать место пребывания и жительства, то есть ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определённый срок и пожизненное лишение свободы.
На последней позиции (п.
«н» ст.44 УК РФ) указана смертная казнь как наиболее строгий вид наказания, заключающаяся в лишении человека права на жизнь.
Таким образом, менее строгим наказанием законодатель признаёт штраф, более строгими наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осуждённых, затем наказания, ограничивающие личную

[стр.,33]

33 на: 1) обеспечение индивидуализации наказания; 2) усиление карательного содержания совокупного наказания; и 3) смягчение основного наказания.' С учётом сущности и особенностей функционального назначения дополнительные наказания можно определить в качестве включённых в перечень видов наказаний вспомогательных для достижения отдельных целей наказания мер уголовно-правового воздействия, назначаемых с учётом специфики совершённого преступления и личности виновного, по прямому указанию закона или по усмотрению суда для усиления предупредительного и исправительного воздействия совокупной меры наказания и предназначенных для дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности и наказания.
Дополнительные наказания, ограничивающие трудовую правоспособность осуждённых, также направлены на дифференциацию и индивидуализацию
^уголовной ответственности, также объективно усиливают карательное воздействие на осуждённого, однако основное их предназначение, как нам представляется, состоит в повышении гарантий достижения цели специального предупреждения преступлений.
Именно на это направлены наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой
деятельностью и лишение специального, воинского звания и классного чина.
Их смысл заключается в том, чтобы исключить использование возможностей, связанных с занятием соответствующих должностей, деятельности при совершении новых преступлений.
Кроме того, назначение
этих видов наказаний в качестве дополнительных является целесообразным тогда, когда возникает несовместимость порицаемого обществом статуса осуждённого со статусом лица, облечённого той или иной официальной функцией.^ Поскольку дополнительное наказание является вспомогательной (по отношению к основному виду наказания) мерой, поэтому оно по общему ' См.: Аветисова Е.А.
Дополнительные наказания и их назначение /Е.А.
Аветисова.
Ростов-на-Дону, 2004.
С.23.
2• См.: Уголовное право.
Часть Общая.
Под ред.
Л.Л.
Кругликова.
С.362-363.
,


[стр.,34]

34 правилу должно быть менее строгим в сравнении с основным наказанием.
«Дополнительное наказание, отмечает В.К.
Дуюнов, не может быть более строгим, чем мера основного наказания, к которой оно присоединяется, и не должно быть одного вида с ним, иначе теряется смысл
с их совместном применении или логика соотношения их ролей в реализации целей наказания».' В целом можно было бы согласиться с этим выводом.
Однако здесь возникает вопрос а
могут' ли назначаться рассматриваемые наказания в качестве дополнительных к штрафу как основному виду наказания (в том числе и в случаях его назначения вместо лишения свободы по правилам ст.64 УК РФ? В законе такого запрета не установлено.
Нет на этот счёт и указаний Пленумов Верховных Судов РСФСР и Российской Федерации.
Более того, в ч.ч.
2 и 3 ст.
183 УК РФ законодатель предусмотрел штраф как основной вид наказания и лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в качестве обязательного дополнительного наказания.
Мы поэтому поддерживаем вывод некоторых авторов о возможности избрания и более строгого дополнительного наказания по сравнению с основным.^ Нет в законе и запрета назначать тождественное дополнительное наказание по отношению к основному.
В принципе возможна ситуация, когда суд сочтёт целесообразным назначить в качестве основного наказания лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на пять лет, и одновременно, определить этот же вид наказания в качестве дополнительного с тем, чтобы увеличить продолжительность срока данного наказания.
И вообще эта проблема упирается в другую, не менее важную ' См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.
Под ред.
Л.Л.
Кругликова.
М.: Волтерс Клувер,2005.С.103.
^
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23 марта 1971г.
«О практике назначения судами Российской Федерации дополнительных мер наказания»/ Сборник действующих постановлений Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам.
М., 1999.
С.96; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999г.
«О практике назначения судами уголовного наказания»/ Бюллетень Верховного Суда РФ.
1999.
№ 9.
С.З.
^ См.: Гальперин И.М., Мельникова Ю.Б.
Дополнительные наказания/ И.М.
Гальперин, Ю.Б.
Мельникова.
М., 1981.С.146-147.

[Back]