Проверяемый текст
Ельцов Николай Сергеевич; Правовой статус территориальных органов юстиции в современной России (Диссертация 2003)
[стр. 147]

147 адвокатуре в Российской Федерации», распоряжения территориального органа юстиции о внесении сведений в региональный реестр, уведомления квалификационной комиссии или Совета адвокатской палаты, иные документы, имеющие отношение к статусу адвоката.
Наиболее существенные полномочия территориальных органов юстиции в сфере адвокатуры, благодаря которым они
имеют возможность в определенной степени влиять на процессы в данной сфере общественной жизни, зафиксированы в пункте 5 ст.
17 и
пп.
2 п.
2 ст.
33 Федерального закона «Об
адвокатуре».
Согласно первой из указанных территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату случае если Совет адвокатской палаты щ поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса адвоката, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с требованием о прекращении статуса адвоката.
Согласно
пп.
2 п.
2 ст.
33 указанного Федерального закона, два представителя от территориального органа юстиции входят в состав квалификационной комиссии.
Таким образом, в определенную Законом систему управления и самоуправления адвокатского сообщества вводится элемент государственного контроля.

Безусловно, способствуют повышению качества «персонального» состава адвокатуры России высокие требования, предъявляемые к адвокатам, и система контроля соответствия адвокатов этим требованиям.
Так, те или иные требования к адвокатам содержатся (или логически выводятся) в ст.

ст.
2, 6, 7, 9, 16, 17 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
щ Органами, контролирующими исполнение адвокатами своих профессиональных обязанностей, этических норм, ограничений, связанных со статусом адвоката и иных требований закона являются: исполнительный коллегиальный орган корпоративного самоуправления Совет адвокатской
[стр. 165]

вующих действий (внесение сведений в региональный реестр и выдача удостоверения адвоката) и гарантируется судебной защитой (п.7 статьи 15 Федерального закона).
В то же время, региональный реестр адвокатов, безусловно, сыграет позитивную роль, так как позволит дать четкое представление об адвокатуре региона, в первую очередь, о численности, стаже работы по юридической специальности, половозрастной структуре и т.д.
До этого, часть адвокатов для государства находилась «в тени», а представляемые адвокатскими структурами статистические данные не в полной мере соответствовали действительности.
Реестр адвокатов субъекта Российской Федерации содержит регистрационные номера, фамилии, имена и отчества адвокатов, реквизиты решений о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката и распоряжений территориального органа юстиции о внесении в реестр соответствующих сведений, реквизиты уведомления адвокатской палаты и распоряжения территориального органа юстиции об исключении сведений об адвокате из реестра, а также содержание изменений в реестре.
Кроме того, формируются реестровые дела, в которые включаются документы, поступившие в соответствие с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», распоряжения территориального органа юстиции о внесении сведений в региональный реестр, уведомления квалификационной комиссии или Совета адвокатской палаты, иные документы, имеющие отношение к статусу адвоката.2 * Наиболее существенные полномочия территориальных органов юстиции в сфере адвокатуры, благодаря которым они получают возможность в определенной степени влиять на процессы в данной сфере общественной жизни, зафиксированы в пункте 5 статьи 17 и подпункте 2 пункта 2 статьи 33 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
Согласно первой из указанных норм территориальный орган юстиции, располагающий сведениями об 1 Личные заявления адвокатов, копии документов, удостоверяющих личность, анкеты с биографическими сведениями, копии трудовых книжек, копии документов о высшем юридическом образовании либо об ученой степени по юридической специальности, копии решений о приеме в коллегию адвокатов.
2 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.07.2002 г.
№211 «Об утверждении порядка ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации».


[стр.,166]

166 обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату.
В случае, если Совет адвокатской палаты в месячный срок со дня поступления соответствующего представления не принял решение о прекращении статуса адвоката, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с требованием о прекращении статуса адвоката.
Согласно
подпункту 2 пункта 2 статьи 33 указанного Федерального закона два представителя от территориального органа юстиции входят в состав квалификационной комиссии.
Таким образом, в определенную Законом систему управления и самоуправления адвокатского сообщества вводится элемент государственного контроля.

Следует отметить, что за последние годы снизился не только профессиональный, но и моральный уровень адвокатов.
Приведу два примера их практики Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области.
Адвокат Второй коллегии адвокатов Тафинцев А.И.
был осужден к одному году лишения свободы условно за совершение умышленного преступления, предусмотренного частью 2 статьи 330 УК РФ (самоуправство).
Однако представление Управления Минюста РФ по Тамбовской области в отношении Тафинцева А.И.
об исключении его из состава коллегии адвокатов было отклонено президиумом коллегии.
Правда, вскоре Тафинцев А.И.
уволился из коллегии адвокатов «по собственному желанию».
На действия заведующего Первомайской юридической консультацией Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов Забусова А.А.
поступила жалоба.
В ходе проверки она была признана обоснованной.
Кроме того, в отношении Забусова А.А.
было получено представление следственного отделения Первомайского РОВД.
Управлению Минюста России по Тамбовской области пришлось провести большую и сложную работу (вплоть до выезда заместителя начальника Управления в Воронеж для встречи с руководством коллегии) для решения вопроса о принятии мер дисциплинарного воздействия в отношении Забусова А.А.
В итоге постановлением заседания президиума Воронежской межтерриториальной коллегии адвокатов Забусову А.А.
от 03.08.2001 г.
за нарушение адвокатской этики объявлен строгий выговор; постановлением заседания президиума от 06.08.2001 г.
Забусов А.А.
освобожден от должности заведующего юридической консультацией Первомайского района.


[стр.,167]

167 Безусловно, будут способствовать повышению качества «персонального» состава адвокатуры России высокие требования, предъявляемые к адвокатам, и система контроля за соответствием адвокатов этим требованиям.
Так, те или иные требования к адвокатам содержатся (или логически «выводятся») в статьях
2, 6, 7, 9, 16, 17 Федерального закона от 31.05.2002 г.
№63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
Органами, контролирующими исполнение адвокатами своих профессиональных обязанностей, этических норм, ограничений, связанных со статусом адвоката и иных требований Закона являются: исполнительный коллегиальный орган корпоративного самоуправления —Совет адвокатской
палаты (статья 31 Закона), сформированная на началах представительства от адвокатов, государства и общественности квалификационная комиссия (статья 33 Закона) и территориальный орган юстиции, который не наделен правом принимать окончательные решения «по существу», но вправе обратиться в суд (пункт 5 статьи 17 Закона).
Кроме того, территориальные органы юстиции наделены правом инициировать внеочередное собрание (конференцию) адвокатов, в том числе для досрочного прекращения полномочий Совета адвокатской палаты в связи с неисполнением им требований Закона (пункт 4 статьи 31 Закона).
Таким образом, введение государственного контроля в этом направлении не только своевременно, но даже запоздало.
Ближайшее будущее даст ответ, насколько соответствующие нормы Федерального закона «Оф адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» реальны и действенны.
Следует отметить, что со стороны ряда адвокатов наблюдается неприятие положений об упорядочении государственного контроля в области адвокатуры, который зачастую представляют как расширение полномочий Министерства юстиции России.1Однако нужно понимать, что Министерство юстиции Российской Федерации во взаимоотношениях с адвокатурой представляет не само себя, а государство.
Актуальным является вопрос об обеспечении участия адвокатов в делах по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда.
Проблема 1 См., напр.: Клен Н.
Проект закона об адвокатуре разрушает ее до основания // Российская юстиция.
2001.
№8.-С.14; Мирзоев Г.
В ходе второго чтения нам удастся улучшить этот закон // Российская юстиция.
2001.
№8.-С.15; Резник Г.
Концепция хороша, какова будет ее реализация? // Российская юстиция.
2001.
№8.-С.16.

[Back]