Проверяемый текст
Ельцов Николай Сергеевич; Правовой статус территориальных органов юстиции в современной России (Диссертация 2003)
[стр. 82]

82 прямо не скажется, так как их взаимосвязь на уровне субъектов Федерации не м предусмотрена.
Изучение системы управления территориальными органами Министерства юстиции Российской Федерации предполагает анализ предметов их ведения и полномочий, определенных в соответствующих Положениях.
Эти полномочия детализируют основные направления деятельности органов юстиции применительно к объектам и предметам ведения: полномочия в отношении адвокатуры, нотариата, экспертных учреждений при
Минюсте России; взаимоотношения с законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации и т.д.
Так, территориальные органы юстиции,
на период до внесения изменений Указом Президента от 09.03.2004., были вправе получать необходимую информацию, документы и материалы от государственных органов, организаций и должностных лиц; привлекать для осуществления нормотворческих т экспертных и иных работ и консультаций научные организации, сотрудников государственных органов и организаций, специалистов и экспертов; представлять в органы прокуратуры имеющиеся у них материалы по фактам нарушения регистраторами, иными работниками учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и его филиалов действующего законодательства для принятия соответствующих мер; вносить предложения в соответствующие органы об улучшении условий труда, материального и социально-бытового обслуживания работников соответствующего органа; создавать с согласия Минюста России учреждения и организации; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом 1 На наш взгляд, ведущей была тенденция повышения роли и авторитета территориальных органов Минюста России в субъектах Российской Федерации.
В то же время, оставался и остается ряд проблем, разрешение которых в 1 См., приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22.10.2002 п.
6 Положения об управлении (отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации // Бюллетень федеральных органов исполнительной власти.
2002.
№ 46.
[стр. 45]

4.
Взаимодействие с нотариатом, адвокатурой, учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и осуществление контроля за соблюдением ими законодательства.
5.
Иные функции, предусмотренные действующими источниками права (например, участие в правовом просвещении граждан, легализация документов, выданных судами, нотариусами, судебными приставами, и предназначенных для действия за границей, выполнение поручений в соответствии с международными договорами Российской Федерации о правовой помощи, участие в лицензировании образовательной деятельности учреждений по программам подготовки и повышении квалификации юридических кадров, взаимодействие с комиссиями по вопросам помилования).
Раскрытие компетенционного блока элементов правового статуса территориальных органов юстиции предполагает анализ предметов их ведения и полномочий.
Предметы ведения как определенные области общественной жизни, на которые распространяется юрисдикция указанных органов, в общем виде можно определить как сферу юстиции.
Конкретизируется данная сфера применительно к территориальным органам юстиции в их функциях и полномочиях.
Для осуществления функций территориальные органы юстиции наделены конкретными полномочиями (правами и обязанностями), определенными в соответствующих Положениях.
Эти полномочия детализируют основные направления деятельности органов юстиции применительно к объектам и предметам ведения: полномочия в отношении адвокатуры, нотариата, экспертных учреждений при
Министерстве юстиции РФ; взаимоотношения с законодательными (представительными) и исполнительными органами субъектов РФ и т.д.
Так, территориальные органы юстиции
вправе получать необходимую информацию, документы и материалы от государственных органов, организаций и должностных лиц; привлекать для осуществления нормотворческих, экспертных и иных работ и консультаций научные организации, сотрудников государственных органов и организаций, специалистов и экспертов; представлять в органы прокуратуры имеющиеся у них материалы по фактам нарушения регистраторами, иными работниками учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и его филиалов действующего законодательства для принятия соответствующих мер; вносить предложения в

[стр.,46]

соответствующие органы об улучшении условий труда, материального и социально-бытового обслуживания работников соответствующего органа; создавать с согласия Министерства юстиции Российской Федерации учреждения и организации; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законом,1 Анализ правового статуса территориальных органов юстиции будет неполным без рассмотрения гарантий осуществления их деятельности и ответственности.
Очевидно, что слабая трудовая и исполнительная дисциплина, низкая ответственность должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти РФ является одной из причин медленного становления новой российской государственности.
Положение усугубляется и тем, что этот вид правовой ответственности, предусмотренный нормами Трудового кодекса РФ и Федерального закона "Об основах государственной службы", недостаточно регламентирован законодательством: очень часто нормативноправовые акты, посвященные деятельности конкретных органов государственной власти, не содержат положений и даже отсылочных норм об ответственности своих сотрудников государственных служащих.
Законодательством предусмотрено 3 основных вида ответственности государственных служащих: дисциплинарная ответственность (ответственность за нарушение трудовой и исполнительской дисциплины, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей), детально регламентированная в правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях, в трудовом договоре, в приказах и распоряжениях соответствующего органа государственной власти.
Дисциплинарная ответственность заключается в применении к лицам, совершившим дисциплинарные проступки мер дисциплинарного взыскания к которым относятся: предупреждение, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение; материальная ответственность, состоящая в обязанности одной из сторон трудового договора возместить имущественный ущерб, причиненный другой стороне, в результате ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей; 1 См., напр.: пункты 6 Положений о территориальных органах юстиции Тамбовской, Орловской областей, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу, Приморскому краю, утвержденных приказами Министерства юстиции РФ от 09.08.2000 г.
№№233-236 // Бюллетень Министерства юстиции РФ.
2000.
№10.


[стр.,56]

56 чество служебной деятельности.
Было бы целесообразно выработать научнообоснованные нормы нагрузки на судебных приставов-исполнителей и с их учетом окончательно определить штатную численность службы судебных приставов.
Нельзя признать оправданной существующую практику издания Минюстом России указаний, предписывающих создать новые структурные подразделения (группа собственной безопасности, дежурная часть, организационноаналитическое подразделение и др.) «за счет имеющейся численности», поскольку при их практической реализации неизбежно и существенно сокращается количество сотрудников, непосредственно исполняющих функции органа юстиции и службы судебных приставов.
Кроме того, вряд ли обосновано наделение территориальных органов юстиции дополнительными функциями без выделения дополнительной штатной численности для их реализации, что было сделано, например, при возложении осуществления правового контроля за учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и его филиалами.
Для улучшения организационных условий работы территориальных органов юстиции необходимо упорядочить количество запрашиваемых от них справок, информаций, отчетов, сводок и других, порой дублирующих друг друга, сведений, так как их подготовка отвлекает специалистов от выполнения своих основных задач.
Объем же отчетности и разнообразных запросов как со стороны Министерства юстиции России, так и со стороны федеральных управлений по федеральным округам существенно вырос и продолжает расти.
Итак, территориальные органы юстиции —важный и неотъемлемый элемент системы органов и учреждений юстиции и государственного аппарата в целом, выполняющий функции, имеющие большое общественнополитическое значение.
Территориальные органы юстиции уверенно занимают свою организационно-правовую и функциональную нишу в системе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, являясь одним из ключевых звеньев этой системы.
Реализация высказанных в настоящей статье предложений будет способствовать не только усилению позиций Минюста России в регионах, но и укреплению системы исполнительной власти в целом.

[Back]