Проверяемый текст
Трунова, Людмила Константиновна; Современные проблемы применения мер пресечения в уголовном процессе (Диссертация 2002)
[стр. 103]

обязанности по контролю за военнослужащим.
Его наблюдение состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил России.
К ним относятся: лишение права ношения оружия на время применения данной меры пресечения; постоянное нахождение под наблюдением своих непосредственных и прямых начальников; лиц суточного караула, ненаправленис па работу вне части в одиночном порядке; нсттазиаченис в караул и т.д.125.
В случае совершения обвиняемым (подозреваемым) действий, для недопущения которых была избрана данная мера пресечения, командование воинской части немедленно сообщает об этом в орган, избравший этумеру.
При таких обстоятельствах решается вопрос об изменении военнослужащему меры пресечения.
Законодатель не устанавливает ответственности командования воинской части за нарушение обвиняемым военнослужащим меры пресечения.
Однако это не означает, что такая ответственность исключается.
В соответствии с уставами Вооруженных Сил, командование воинской части, другие прямые и непосредственные командиры и начальники военнослужащего несут личную ответственность за его воспитание,
воинскуто дисциплину и моральное состояние.
При наличии их вины в непринятии мер по обеспеченито надлежащего поведения и явки обвиняемого военноелужащего по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или в воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии и т.п.
Кроме того, за допущенную халатность в осуществлении наблюдения за обвиняемым военнослужащим офицеры, прапорщики,
мичманы и командиры (начальники) сверхсрочной службы могут рассматриваться на товарищеских судах чести126.
Поэтому эта мера пресечения является наиболее действенной для подозреваемых,
обвиняемых, 125Инструкция органам дознания ВС РФ, утвержденная Главным военным прокурором и введенная в действие Приказом министра обороны РФ от 18 августа 1994 г.
№ 275.
126 См.: Михайлов В.А.
Меры пресечения в российском уголовном процессе —М., 19%.
С.191.
[стр. 191]

ляющегося военнослужащим.
Более того, УПК РФ 2001 г.
предусматривает возможность применения данной меры пресечения и в отношении лиц, проходящих военные сборы.
Помимо Уголовнопроцессуального кодекса РФ эта мера пресечения регламентируется и внутриведомственными инструкциями по линии Министерства обороны и других военных ведомств (например, ФСК РФ).
Однако по обыкновению судебной практики к лицам командного (начальственного) состава, обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления, данная мера пресечения не применяется.
Меру пресечения в виде наблюдения командования воинской части можно назвать специальной мерой уголовно-процессуального пресечения, применяемой к специальному субъекту, как и в отношении меры пресечения присмотр за несовершеннолетним обвиняемым.
Специальным субъектом является военнослужащий либо гражданин, проходящий военные сборы.
Названная мера пресечения применяется лишь к военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, находящимся непрерывно в воинских подразделениях на казарменном положении.
Законодатель не определяет ответственность командования воинской части в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым военнослужащим меры пресечения.
Однако это не означает, что такая ответственность исключается.
В соответствии с уставами Вооруженных Сил командование воинской части, другие прямые и непосредственные командиры и начальники военнослужащего несут личную ответственность за его воспитание,
воинскую дисциплину и моральное состояние.
При наличии вины указанных командиров и начальников в непринятии мер по обеспечению надлежащего поведения и явки обвиняемого военнослужащего по вызовам на них могут быть наложены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных 192 ,

[стр.,192]

Сил: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности или в воинском звании, предупреждение о неполном служебном соответствии и т.
п.
Кроме того, за допущенную халатность в осуществлении наблюдения за обвиняемым военнослужащим офицеры, прапорщики
и мичманы могут быть привлечены к товарищеским судам чести.
Поэтому эта мера пресечения является наиболее действенной для подозреваемых
или обвиняемых, являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы.
Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым (ст.
105 УПК РФ) эта мера пресечения состоит в принятии на себя родителями, опекунами, попечителями или иными заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированных детских учреждений, в которых находятся несовершеннолетние, письменного обязательства о том, что подозреваемый или обвиняемый не покинет постоянного или временного места жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда, в назначенный срок будет являться по их вызовам, иным путем нс будет препятствовать производству по уголовному делу, т.
с.
обязуется соблюдать требования ст.
102 УПК РФ.
Данная мера пресечения по своей природе, значению и условиям применения сходна с личным поручительством и применяется исключительно к несовершеннолетним.
Выполнение данной меры со стороны присматривающих заключается не только в даче письменного обязательства, но и в реальном обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего.
Указанная мера пресечения применяется по ходатайству или с согласия родителей, опекунов, попечителей.
От должностных лиц специализированного детского учреждения такого согласия нс требуется.
К специализированным детским учреждениям относятся школы193

[Back]