Проверяемый текст
Булатов, Борис Борисович; Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2003)
[стр. 135]

шире, чем отдельно взятые понятия мер пресечения и иных мер процессуапьного принуждения, в том числе и задержания подозреваемого.
Однако, определяя сущность задержания, мы говорим о нем как о мере процессуального принуждения, присваивая ему, тем самым признаки, характерные для всей системы таких мер.
Сказанное подтверждает необходимость отнесения задержания либо к мерам пресечения, либо к иным мерам процессуального принуждения.
В научной литературе имеется точка зрения, совпадающая с первым из только что высказанных вариантов165.
Однако, мы с ней не согласны, поскольку меры пресечения по общему правилу применяются к обвиняемому, а в исключительных случаях к подозреваемому.
Задержание, напротив, применяется лишь к подозреваемому, за исключением ч.
3 ст.
210 УПК РФ, предусматривающей возможность задержания разыскиваемого обвиняемого в случае его обнаружения.
Логичнее отнести задержание к иным мерам процессуального принуждения.
По мнению ВТ.
Очередина166, иные меры процессуального принуждения могут быть подразделены на 2 группы: относящиеся к первой группе носят превентивный характер (обязательство о явке, временное отстранение от должности), меры второй группы являются уголовно —процессуальной ответственностью.
Но мы согласны с мнением В.М.
Корнукова, отметившим нетождествснность понятий «уголовно-процессуальное принуждение» и «меры процессуального принуждения», говорит о более широком объеме первого, его неоднородности.
В результате предлагает различать следующие виды процессуального принуждения: 1) уголовно-процессуальную ответственность (наложение денежного взыскания, обращение залога в доход государства) как следствие прямого нарушения или неисполнения уголовно-процессуальных норм; l6s См.: Булатов Б.Б., Николюк В.В.
Меры уголовно-процессуального принуждения.
М.: Спарк, 2003.
С.
19.
166См.: Очередип В.Т.
Меры процессуального принуждения в уголовном
производстве.
Волгоград: ВА МВД России.
2004.
С.
56.
[стр. 44]

Указывая на нетождественность понятий «уголовно-процессуальное принуждение» и «меры процессуального принуждения», подчеркивая более широкий объем первого и его неоднородность, В.М.
Корнуков предложил различать следующие виды процессуального принуждения: 1) уголовно-процессуальную ответственность (наложение денежного взыскания, обращение залога в доход государства) как следствие прямого нарушения или неисполнения уголовно-процессуальных норм; 2) меры защиты правопорядка и восстановления законности (отмена незаконных и необоснованных решений), обусловленные ненадлежащим исполнением предписаний правовых норм; 3) меры процессуального принуждения как средства предупреждения определенных действий (меры пресечения, применяемые в целях предотвращения уклонения обвиняемого от следствия и суда) и создания необходимых условий для отыскания и получения доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, помещение обвиняемого в медицинское учреждение и др.)1.
В свою очередь, меры процессуального принуждения В.М.
Корнуковым классифицированы (в качестве критерия классификации использован целевой признак) в две группы мер, обеспечивающих: а) участие и надлежащее поведение обвиняемого и других лиц в уголовном процессе (меры пресечения, обязательство о явке, привод, задержание, отстранение от должности); б) обнаружение, изъятие и исследование доказательств (обыск, выемка, освидетельствование, получение образцов для сравнительного исследования, помещение в медицинское учреждение), гражданский иск или возможную конфискацию имущества2.
Предусмотренные ст.
263 УПК РСФСР меры, обеспечивающие порядок судебного разбирательства (штраф, удаление из зала судебного заседания), рассматриваются 1См.: Корнуков В.М.
Меры процессуального принуждения в уголовном
судопроизводстве.
С.
8-9.
2Там же.
С.
24-25.

[Back]