Проверяемый текст
Булатов, Борис Борисович; Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2003)
[стр. 159]

процессуальное законодательство.
Учитывая это, считаем необходимым рассмотреть наложение ареста на имущество в отрыве от указанного вида наказания, как утратившего силу, и предлагаем из ч.1 ст.
115 УПК исключить фразу «или возможной конфискации имущества».
Анализируя рассматриваемую меру принуждения, возникает вопрос об основаниях ее применения.
В ст.
115 УПК их не указано.
В литературе же, по этому поводу имеются различные точки зрения.
Так, В.В.
Кальницкий определяет основания как фактические данные, вытекающие из материалов уголовного дела, устанавливающие причинение преступлением материального ущерба и вероятность поступления требования о его возмещении198.
На практике же, ситуация складывается несколько иначе, поскольку в большинстве случаев решение о наложении ареста на имущество принимается по заявленному гражданскому иску, а не тогда, когда следователь «прогнозирует» его поступление19 9.
Кроме того, ч.З ст.
42 УПК закрепляет норму о необходимости обеспечения потерпевшему ущерба, причиненного преступлением.
Для этого орган расследования обязан принять соответствующие меры, одной из которых и является наложение ареста на имущество.
По мнению В.Т.
Очередина, основаниями наложения ареста на имущество являются: предъявление гражданского иска, наличие по уголовному делу иных имущественных взысканий, для обеспечения возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем200.
Высказывание грешит неточностью.
Во первых, использование предлога «для» указывает не на основания, а на цели применения рассматриваемой меры.
Во вторых, в книге автора, изданной в 2004 году, не упоминается об изменениях, внесенных в уголовный закон, касающихся конфискации имущества.
По всей вероятности, она рассматривается автором как действующий вид наказания, что не соответствует закону.
В 198См.: Следственные действия// Сб.
учеб.
пособий.
Особенная часть.
Вып.2.
— М.,2002.
С.
59.
199См.: Булатов Б.Б., Ииколюк В.В.
Меры уголовно процессуального принуждения.
М.: Спарк, 2 0 0 3 .-С.
92.
2 0 0См.: Очередип В.Т.
Ранее указ.
работа.
С.
62.
[стр. 267]

териалов.уголовного дела, устанавливающие причинение преступлением материального ущерба и вероятность поступления требования о его возмещении либо позволяющие квалифицировать содеянное по статье УК России, предусматривающей конфискацию имущества»1.
В целом соглашаясь с предложенным В.В.
Кальницким пониманием основания наложения ареста на имущество и принимая его за базовое, считаем необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Решение о наложении ареста на имущество в большинстве случаев принимается в связи с уже заявленным гражданским иском, а не тогда, когда следователь «прогнозирует» его поступление.
Вместе с тем нельзя исключать ситуации, когда расследованием уголовного дела установлено причинение вреда лицу преступлением, однако гражданский иск еще не заявлен.
В соответствии с ч.
2 ст.
44 УПК РФ гражданский иск может предъявляться после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции2.
Поскольку закон (ч.
3 ст.
42 УПК РФ) требует обеспечения возмещения потерпевшему имущественного вреда, причиненного преступлением, орган расследования обязан принять соответствующие меры, одной из которых и является наложение ареста на имущество.
На основании ч.З ст.
44 УПК РФ прокурором может быть предъявлен гражданский иск о взыскании в доход государства всего неосновательно приобретенного в процессе или в результате совершения инкриминируемого обвиняемому преступления, которым материального ущерба не причинено.
Такие ситуации возникают, например, по делам о преступлениях, предусмотренных ст.ст.
171, 186, 204, 290 УК РФ.
Предъявление иска в данных случаях влечет обязанность органов расследования принимать 1Кальницкий В.В.
Указ.
соч.
С.
59.
2 До внесения изменений в ч.2 ст.
44 УПК РФ Федеральным законом от 4 июля 2003 г.
гражданский иск мог предъявляться лишь до момента окончания предварительного расследования.

[Back]