Проверяемый текст
Булатов, Борис Борисович; Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве (Диссертация 2003)
[стр. 172]

требующих их законодательного урегулирования.
Так, требование закона о составлении протокола о нарушении является недостаточно четким, поскольку ст.
118 УПК не закрепляет требований к его составлению.
В ней также отсутствует ссылка на ст.
166, закрепляющую общие правила составления протокола следственного действия.
Образец бланка отсутствует и в приложении к УПК.
Кроме того, по всей вероятности к данному документу должны прилагаться материалы, подтверждающие факты неисполнения процессуальных обязанностей.
С составлением рассматриваемого документа связано разрешение еще двух вопросов: обязан ли следователь, дознаватель, прокурор ознакомить лицо с протоколом и вручить ему ее копию? Неурегулированность данной меры, подтверждают и анкетированные: ни один из 200 следователей и дознавателей не применяли эту меру.
Ученые высказали свои соображения.
В частности, ими высказана рекомендация о необходимости знакомить лицо с таким протоколом под роспись220.
Высказана и другая точка зрения, поддерживаемая нами, она состоит в следующем.
Лицо, в отношении которого в суд направляется протокол о невыполнении принятого им
обязательства о надлежащем поведении, с целью привлечения его к ответственности в виде наложения денежного взыскания, должно быть ознакомлено с ним и иметь право получить его копию.
Это нужно ему для защиты своих интересов в суде при рассмотрении протокола и принятии по нему решения.
С учетом того, что поручитель и лицо, под присмотр которых был отдан Егесовершеннолетний обвиняемый, могут быть подвергнуты денежному взысканию в размере до 100 МРОТ, подобное право для указанных лиц является чрезвычайно важным в плане подготовки к предстоящему судебному заседанию221.
Статья 118 УПК не закрепляет порядка рассмотрения судьей протокола о нарушении.
Предусмотрены лишь вызов в судебное заседание лица, на
220См.: Комментарий к Уголовно процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г./ Под общ.
ред.
Л.Я.Сухарева.
М., 2002.
С .
219.
221 См.; Булатов Б.Б., Николюк В.В.
Меры уголовно —процессуального принуждения.
— М.: Сиарк, 2003.
С.
134.
[стр. 322]

ляется само допущенное нарушение.
Поэтому при составлении названного протокола приходилось руководствоваться по аналогии, в частности, положениями, содержащимися в ст.
166 УПК РФ.
В протоколе о невыполнении лицом обязательства о надлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого), исходя из функционального назначения данного протокола, следует изложить существо принятого лицом обязательства и то, в чем конкретно выразилось ненадлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого).
К протоколу должны приобщаться документы, подтверждающие имевшие место факты ненадлежащего поведения (например, показания свидетеля,,сообщившего следователю о высказанных в его адрес угрозах обвиняемого с целью оказания противодействия расследованию уголовного дела).
Поскольку непосредственно в законе не урегулирован порядок процессуального закрепления факта невыполнения лицом принятого обязательства о ненадлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого), нам предстоит ответить и на два других вопроса: Обязаны ли дознаватель, следователь, прокурор ознакомить лицо с протоколом? Должна ли ему вручаться копия такого протокола? Относительно первого вопроса в Комментарии к УПК РФ, подготовленном авторским коллективом Научно-исследовательского института проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, высказана рекомендация о необходимости знакомить лицо с таким протоколом под роспись1.
Наша же позиция заключается в следующем.
Лицо, в отношении которого в суд направляется протокол о невыполнении принятого им
на себя обязательства о надлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого) с целью привлечения его к ответственности 1 См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002г.
/П од общ.

и науч.
ред.
А.Я.
Сухарева.
М ., 2002.
С.
219.


[стр.,323]

в виде наложения денежного взыскания, как нам представляется, должно быть не только ознакомлено с протоколом, но и иметь право получить его копию.
Такое право ему необходимо для зашиты своих интересов в суде при рассмотрении данного протокола и принятия по нему решения.
Учитывая, что поручитель и лицо, под присмотр которых был отдан несовершеннолетний обвиняемый, могут быть подвергнуты денежному взысканию в размере до 100 МРОТ, подобное право для указанных лиц является чрезвычайно важным в плане подготовки к предстоящему судебному заседанию.
К сожалению, ни УПК РФ (ст.
118), ни бланк протокола, предусматривавшийся приложением 187 к приказу Генерального прокурора РФ № 15 от 5 апреля 2002 г., не исходят из необходимости направления копии данного протокола заинтересованным лицам.
Этот недостаток не устранен и в новом образце бланка протокола о нарушении участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей (приложение № 99 к ст.
476 УПК).
В отличие от УПК РСФСР (ст.
323), в УПК РФ (ст.
118) порядок рассмотрения судьей протокола о невыполнении лицом обязательства о надлежащем поведении обвиняемого (подозреваемого) не урегулирован даже в общих чертах.
Предусмотрены лишь вызов в судебное заседание лица, на
которое может быть наложено денежное взыскание, и лица, составившего протокол, а также возможность рассмотрения судьей протокола в отсутствие «нарушителя», если он не явился без уважительных причин.
При анализе содержания ч.
3 ст.
118 УПК РФ складывается впечатление, что законодатель заранее был сориентирован исключительно на случаи рассмотрения судьей вопросов о наложении денежного взыскания в отсутствии заинтересованных лиц.
Иначе чем можно объяснить, что им не предоставлено права знакомиться с поступившими в суд материалами, заявлять ходатайства и отводы, давать объяснения, представлять документы, а также осуществлять свои права с помощью адвоката? Пробел уголовнопроцессуального закона в этой части очевиден.

[Back]