Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 105]

105 У преподавателя тоже может развиться синдром: «боязнь не успеть пройти программу, не нарушить принципы обучения».
В тактике репродуктивного обучения четко просматриваются три основные линии.
Первая, образно говоря: «не развязывайте полемику, для этого не хватает времени».
Вторая линия предполагает умение преподавателя доступно излагать сложный материал.
Третья линия поведения
педагога заключается в том, чтобы отдавать предпочтение фактам, а не обобщениям (факты проще и понятнее).
Творческий стиль обучения.
Его стержнем является стимулирование
> студентов к творчеству в познавательной деятельности.
А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных.
При этом
преподаватель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.
В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога со
студентами.
В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия».
Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения
преподавателя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод».
При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частичнопоисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
* В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения
педагога: • первая заключается в умении поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий и явлений; • вторая состоит в стимулировании к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
[стр. 112]

воображение, альтернативное и самостоятельное мышление блокируются.
Это может приводить к повышению утомляемости и утрате интереса к учению.
В результате такого обучения ученик не умеет принимать самостоятельные решения, привыкает к подчинению (приказы и запреты), становится пассивным исполнителем и функционером.
Репродуктивное обучение сродни «дисциплинарной дрессуре» (армейской казармы, тоталитарного режима).
Данный вид обучения порождает два опасных синдрома.
Первый это боязнь сделать ошибку: «Вдруг неправильно понял, что говорил учитель?», «Вдруг предложишь не тот ответ, который от тебя ожидают?» Отсюда рождается психология человека «Не надо высовываться.
Не лезь, если тебя не спрашивают Тебе больше всех надо?» В результате учащиеся привыкают слушать, но разучиваются говорить, рассуждать.
Второй синдром это боязнь позабыть.
Над учеником постоянно весит дамоклов меч: «Ты должен помнить и суметь ответить все, о чем говорил учитель и что написано в учебнике».
У учителя тоже может развиться синдром: «боязнь не успеть пройти программу, не нарушить принципы обучения».
В тактике репродуктивного обучения четко просматриваются три основные линии.
Первая, образно говоря: «не развязывайте полемику, для этого не хватает времени».
Вторая линия предполагает умение преподавателя доступно излагать сложный материал.
Третья линия поведения
учителя заключается в том, чтобы отдавать предпочтение фактам, а не обобщениям (факты проще и понятнее).
Творческий стиль обучения.
Его стержнем является стимулирование
учащихся к творчеству в познавательной деятельности.
А также поддержка педагогом инициатив своих подопечных.
При этом
учитель отбирает содержание учебного материала согласно критериям проблемности.
В процессе изложения проблемы он стремится выстроить отношения диалога с
учениками.
В этих условиях обучение обеспечивает «контекст открытия».
Для творческого подхода к педагогическому процессу характерны следующие обращения
учителя: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод».
При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
В тактике творческого стиля обучения просматриваются следующие линии поведения
учителя: • первая заключается в умении поставить учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных фактов, событий и явлений;

[стр.,113]

• вторая состоит в стимулировании к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем; • третья предполагает поддержку ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Данный стиль обучения обладает большими преимуществами перед репродуктивным, поскольку стимулирует развитие творческих способностей.
Однако данный стиль может давать повод к зарождению у учеников психологии неудачника: «Я все равно оригинальнее других не придумаю, так зачем же мне думать?» Обученный в таком стиле человек не может удерживать большой объем информации, необходимый для кропотливого и систематического труда.
Как показывают опыт и результаты исследований психологов и педагогов, только систематическое освоение базовых знаний становится подлинной основой для проявления у учащихся творчества.
Наиболее ярко творческий стиль обучения проявляется при: защите творческих проектов и заданий, проведении исследований и экспериментов, в процессе решения проблемных задач и ситуаций, в дискуссиях.
Эмоционально-ценностный стиль обучения обеспечивает личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне эмпатического понимания и ценностно-смыслового восприятия учебного материала и духовно-нравственного образа самого учителя.
Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к своему учебному предмету.
Данный стиль предполагает наличие эмпатических способностей у педагога, а также умение организовывать учебно-воспитательный процесс диалогически.
Результативность такого способа организации обучения увеличивается, если учитель строит взаимоотношения с учениками на основе эмоционально-доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности.
При таком стиле наиболее приемлемы следующие формы обращения к ученику: «дайте оценку», «выскажите свое отношение, мнение, понимание», «дайте свою трактовку событию, факту, явлению», «образно представьте, что здесь более ценно и значимо для вас», «сочините, придумайте».
Педагог, ориентированный на эмоционально-ценностный стиль обучения, стимулирует учащихся или студентов к рефлексии, «труду души» (по В.
А.
Сухомлинскому), к открытию своего отношения: • к научным и техническим достижениям человечества; • к определенным результатам деятельности человека; • к историческим событиям и произведениям искусства; • к ценности и значимости знаний и умений для профессиональной деятельности.

[Back]