иное время, время первоначального накопления капитала, свободной конкуренции. В дальнейшем это явление стало нарушать экономическое равновесие в обществе, препятствовать хозяйственному прогрессу и т.д. Главное же, что это противоречило и сущности самих рыночных отношений, построенных на эквивалентности обмена. В резулыате стали вырабатываться правила ведения предпринимательской деятельности, взаимоотношений с партнерами, с потребителями и др. Введение в сферу экономической деятельности правовых норм позволило одни виды поведения в производстве и на рынке считать нормативными, приемлемыми, другие нелегитимными, осуждаемыми. Так появилось и укоренилось здесь понятие мошенничества. Не даром, прогрессивные криминологи сегодня говорят о преступности как социальном конструкте; именно сами люди, общество (правда, часто в интересах властных элит) «конструируют» законы и определяют, что считать преступным, а что нет.^’ Но, не смотря на наличие законодательно или конвенционально определенных норм и правил ведения бизнеса, в этой сфере достаточно широко распространено и неизбежно воспроизводится явление мошенничества. И этот феномен не является аномалией. Такое положение, вероятно, естественно. Лишь в случае потери абсолютно всеми предпринимателями свойства развитого интеллекта, мошенничество может быть вытравлено на 100%. Но поскольку подобное предположение абсурдно, то в чем искать выход? Если обман есть признак человека разумного, есть свойство, позволившее человеку стать человеком и занять верхнюю ступень эволюционной пирамиды, значит, мошенничество всегда будет сопутствовать жизни любого общества? И «Да», и «Нет». «Да» потому, что без этого не будет самого человека. При этом задача общества 114 ’ См.; Криминология / Под. ред. Д ж .Ф . Ш елли / П ер. с am л.. С П б .; Питер, 2003. |
58 видеть его действия и, обманув, побеждать. Умножению потенциала такой победы способствовало появление способности объединяться в группы и побеждать совместно. Для человека разумного древние инстинкты соперничества, помноженные на развитый интеллект превратились в огромную силу. Такое умение помимо человека присуще преимущественно только дельфинам и шимпанзе. Используя метод редукции в анализе этой линейной зависимости, можно сформулировать предварительное заключение: обман есть признак развитого интеллекта. Именно эта способность позволила человеку возвыситься над всем остальным живым миром, стать «царем природы». Однако, эта же способность неизбежно проявляется и в соперничестве, в борьбе отдельных индивидов друг с другом, заставляет объединяться в группы. А поскольку бизнес есть, прежде всего, соперничество, конкуренция, то видимо, без проявления хитрости, изворотливости, обмана, введения в заблуждение и иных аналогичных приемов этому виду деятельности не обойтись. На первых стадиях развития предпринимательства — в раннюю эпоху, такие действия не считались чем-то предосудительным; то было иное время, время первоначального накопления капитала, свободной конкуренции. В дальнейшем это явление стало нарушать экономическое равновесие в обществе, препятствовать хозяйственному прогрессу и т.д. Главное же, что это противоречило и сущности самих рыночных отношений, построенных на эквивалентности обмена. В результате стали вырабатываться правила ведения предпринимательской деятельности, взаимоотношений с партнерами, с потребителями и др. Введение в сферу экономической деятельности правовых норм позволило одни виды поведения в производстве и на рынке считать нормативными, приемлемыми, другие — нелегитимными, осуждаемыми. Так появилось и укоренилось здесь понятие мошенничества. Не даром, продвинутые социокриминологи сегодня говорят о преступности как соци 59 альном конструкте: именно сами люди, общество (правда, часто в интересах властных элит) «конструируют» законы и определяют, что считать преступным, а что нет. Но, не смотря на наличие законодательно или конвенционально определенных норм и правил ведения бизнеса, в этой сфере достаточно широко распространено и неизбежно воспроизводится явление мошенничества. И этот феномен — не аномалия. Такое положение естественно (если учитывать вышеприведенную гипотезу). Лишь в случае потери абсолютно всеми предпринимателями свойства развитого интеллекта, мошенничество может быть вытравлено на 100%. Но поскольку подобное предположение абсурдно, то в чем искать выход? Если обман есть признак человека разумного, есть свойство, позволившее человеку стать человеком и занять верхнюю ступень эволюционной пирамиды, значит, мошенничество всегда будет сопутствовать жизни любого общества? И «Да», и «Нет». «Да» потому, что без этого не будет самого человека. При этом задача общества состоит в том, чтобы, осознавая наличие данного «неустранимого» свойства человеческой натуры, минимизировать уровень явления до социально терпимых параметров. «Нет» потому, что гипотетически когда-нибудь в очень отдаленном будущем человечество достигнет такого уровня морального и культурного развития, а каждый его член вознесется до таких высот нравственного развития, при которых люди не будут обманывать друг друга, они просто не смогут поступать иначе. Пока подобные предположения и поведенческие морально-нравственные модели выглядят крайне утопичными. В этой связи остается пока одно: прилагать усилия к решению задачи минимизации девиантного поведения граждан, особенно в сфере бизнеса. Иными словами, обеспечивать минимизацию деструктивной экономической деятельности во всех формах ее проявления. И пока господствуют товарно-денежные отношения целесообразно создавать в экономической |