Попытаемся с названных позиций оценить потенциальные криминогенные возможности применяемых в мире и современной России моделей экономического развития. При этом мы исходили из гипотезы о том, что господствующая в мире парадигма экономического развития основывается на принципах торговой цивилизации. Исторически именно торговая цивилизация возобладала над цивилизацией производителей, поработила ее, презрела ее аксиомы. Возведя в абсолют спекулятивно-ростовщический идеал организации экономических отношений, она перенесла жестокие и жесткие принципы естественного отбора из живой природы в сферу хозяйственной жизни, узаконив право на неравенство, несвободу и несправедливость. Осмысление данного факта представляется крайне важным в методологическом плане для специалистов, занимающихся проблемами экономической криминологии. Социальных, а в более широком смысле гуманитарных, перспекз ив у моделей хозяйствования, опирающихся на такую экономическую парадигму, мало.’* Но, не смотря на это, экономически эти системы крайне живучи. Причина кроется, прежде всего, в присущей им возможности крайне быстрого и значительного обогащения за счет прокру^швания спекулятивно-ростовщических операций.’^ Это, в свою очередь, облегчает задачу покупки и рекрутирования политиков в качесгве защитников данной системы экономических отношений. Политики, ставшие адептами такой системы, делают все для ее сохранения. Хотя история знае'г и иные примеры, связанные с деятельностью противников спекулятивного уклона в хозяйственном развитии таких идеологов и практиков социальной рыночной экономики как Людвиг Эрхард. Сторонни134 С м ., наир.: Львов Д .С . Эсономичсский манифест. Булушее российской эконом ики. • М .: Экономика, 2000; Львов Д . Нравственная экономика // Свободная мыстгь. 2004. № 9. Исчерпание спекулятивных механизмов на внутреннем ры нке привалит к мош ной с ю экспансии во вне национальных границ на рынки сгран Т р еть его мира”, где он иаходи! iroc-ю янную прописку и, НС испьцывая сопротивления, безнаказанно 'вам пирит". В этом, кстати, сокры та одна из лазент |
224 мире основные модели хозяйствования генерируют и воспроизводят экономически и социально ущербную, неприемлемую систему общественных отношений, ведущих человечество в цивилизационный тупик. Господствующая в мире парадигма экономического развития исходит из принципов торговой цивилизации. Она возобладала над цивилизацией производителей, поработила ее, презрела ее аксиомы. Возведя в абсолют спекулятивно-ростовщический идеал организации экономических отношений, она перенесла жестокие и жесткие принципы естественного отбора из живой природы в сферу хозяйственной жизни, узаконив право на неравенство, несвободу и несправедливость. Осмысление данного факта представляется крайне важным в методологическом плане для специалистов, занимающихся проблемами экономической криминологии. Социальных, а в более широком смысле — гуманитарных, перспектив у моделей хозяйствования, опирающихся на такую экономическую парадигму, мало. Но, не смотря на это, экономически эти системы крайне живучи. Причина кроется, прежде всего, в присущей им возможности крайне быстрого и значительного обогащения за счет прокручивания спекулятивно-ростовщических операций. Это, в свою очередь, облегчает задачу покупки и рекрутирования политиков в качестве защитников данной системы экономических отношений. Политики, ставшие адептами такой системы, делают все для ее сохранения. Хотя история знает и иные примеры, связанные с деятельностью противников спекулятивного уклона в хозяйственном развитии таких идеологов и практиков социальной рыночной экономики как Людвиг Эрхард. Сторонники социальной рыночной экономики как формы цивилизации и подчеркивают не только преимущества, но и хрупкость ее конструкции. Они отмечают, что главная сила, противостоящая рыночной экономике — власть как экономическая, так и политическая, порождающая бесправие в обществе и несправедливость в экономике. Поэтому защита рыночной экономики |