низким уровнем свободы и демократии в экономической сфере, с дру1 0 Й. Именно с учетом данного обстоятельства нужно решать сегодня проблему выбора модели хозяйствования, отвечающей критериям эффективной экономики. Она должна быть эффективна не только в экономическом смысле, но и с позиций становления гражданского общества и правовой государственности. Она должна способствовать формированию социального государства. Иными словами, эффегсгивная экономика должна быть правовой, отвечаюгцей принципам права, и иметь четкую социальную направленность. Выбор модели хозяйствования, которая будет способна определить будущее развитие России на многие десятилетия, не должен происходить по аналогии подходов, характерных для российской политики девяностых годов то есть осуществляться келейно, узким кругом никому не известных лиц, которые потом навяжут всему обществу собственную парадигму эволюции общества и экономики. Обсуждение дальнейших путей нашего развития должно быть гласным и публичным делом, к которому следует привлечь все здоровьге силы общества, лучших специалистов. Здесь не должно быть монополии на истину ни у одной из партий либо групп лиц, какими бы лучшими побуждениями они не руководствовались. При выборе модели хозяйствования важно исходить также из критерия духовности: чтобы новая система социально-экономических отношений способствовала воспроизводству духовного, нравственного начала в человеке, а не руководствовалась известным принципом «homo homini lupus est» {«человек человеку волк»). В этой связи будет уместным привести высказывание профессора Московской духовной академии Владислава Цыпина: «Глобализация без духовности аналогична 146 |
193 водство России (как и иных стран с транзитивной экономикой) сможет разрешить основное противоречие переходного периода: между провозглашенной правовой государственностью, наличием достаточно высокого уровня свобод и демократии в политической сфере, с одной стороны, и фактическим отсутствием гражданского общества, низким уровнем свободы и демократии в экономической сфере, с другой. Именно с учетом данного обстоятельства нужно решать сегодня проблему выбора модели хозяйствования, отвечающей критериям эффективной экономики. Она должна быть эффективна не только в экономическом смысле, но и с позиций решения задач становления гражданского общества и правовой государственности. Она должна способствовать формированию социального государства, как записано в седьмой статье Конституции РФ. Должна быть обеспечена генетическая совместимость модели рыночного хозяйствования с принципами правового государства, а это означает, прежде всего, что такая модель должна иметь способность впитать три главные сущностные характеристики, системообразующие принципы права: принцип равенства (равной меры для всех), принцип свободы субъектов и принцип справедливости (исключения произвола и привилегий).1 Иными словами, эффективная экономика должна быть правовой, т.е. отвечающей принципам, на которых зиждется и сама система подлинно цивилизованного и гуманистического права. Они одновременно являются и известными принципами человеческого общежития. Причем, их универсальность характерна не только для правовой системы, но и для таких важнейших сторон жизнедеятельности общества как экономическая, политическая, социальная. В идеале к их реализации должно стремиться любое общество, достойное называться цивилизованным в истинном смысле этого слова. 1 По мнению академика РАН B.C. Нерсесянца, от их реализации зависитуспех нашего продвижения к идеалам цивилизованного общества. 212 мированные у нас национальные хозяйственные системы представляют, к великому сожалению, не что иное, как уродливые пародии на экономику западных держав периода первоначального накопления капитала и эпохи монополизации — со всеми вытекающими в результате данного обстоятельства негативными последствиями... При таких предпосылках мы можем безуспешно продолжать закладывать основания гражданского общества еще в течение столетий. К тому же, быстрое включение наших стран в их нынешнем состоянии в систему хозяйственной глобализации будет означать лишь утрату их национальной экономической безопасности. Наши перспективы во многом будут зависеть от того, как руководство России и других стран с транзитивной экономикой сможет разрешить основное противоречие переходного периода: между провозглашенной правовой государственностью, наличием достаточно высокого уровня свобод и демократии в политической сфере, с одной стороны, и фактическим отсутствием гражданского общества, низким уровнем свободы и демократии в экономической сфере, с другой. Именно с учетом данного обстоятельства нужно решать сегодня проблему выбора модели хозяйствования, отвечающей критериям эффективной экономики. Она должна быть эффективна не только в экономическом смысле, но и с позиций становления гражданского общества и правовой государственности. Она должна способствовать формированию социального государства, как записано в седьмой статье Конституции РФ. Генетическая сопоставимость, совместимость модели рыночного хозяйствования с принципами правового государства, на наш взгляд, означает, преяеде всего, что она (модель) будет способна впитать три главные сущностные характеристики права. Мы их уже называли это принцип равенства (равной 92; Колесников В.В. О феномене криминализации в экономической жизни общества и его осмыслении в теории // Экономическая теория на пороге XX века-2, —М.: Юристъ, 1998. С. 757-759; идр. 213 меры для всех), принцип свободы субъектов и принцип справедливости (исключения произвола и привилегий).14 Иными словами, эффективная экономика должна быть правовой, отвечающей принципам права. Выбор модели хозяйствования, которая будет способна определить будущее развитие России на многие десятилетия, не должен происходить по аналогии подходов, характерных для российской политики девяностых годов то есть осуществляться келейно, узким кругом никому не известных лиц, которые потом навяжут всему обществу собственную парадигму эволюции общества и экономики. Обсуждение дальнейших путей нашего развития должно быть гласным и публичным делом, к которому следует привлечь все здоровые силы общества, лучших специалистов. Здесь не должно быть монополии на истину ни у одной из групп лиц, какими бы лучшими побуждениями они не руководствовались. При выборе модели хозяйствования важно исходить также из критерия духовности: чтобы новая система социально-экономических отношений способствовала воспроизводству духовного, нравственного начала в человеке, а не руководствовалась известным принципом «Иото homini lupus est» («человек человеку волк»). В этой связи будет уместным привести высказывание профессора Московской духовной академии Владислава Цыпина: «Глобализация без духовности аналогична идее всемирной пролетарской революции: без нравственного, духовного совершенствования человека подобные идеи крайне опасны».15 Важно помнить, что разные хозяйственные цивилизации всегда воспроизводили и отличающиеся системы духовных ценностей. Так, к примеру, принципиально отличаются между собой принципы нравстOr их реализации зависит успех нашего продвижения к идеалам цивилизованного общества. На этом настаивает, напр.. такой авторитет теории права как академик РАН B.C. Нерсесянц. Из выступления на конференции, проходившей 18 февраля 2003 г. в Санкт-Петербургской духовной академии. |