Проверяемый текст
Межэтнические отношения в Сочинском регионе / Источник: Учреждение Российской академии наук. Институт социологии РАН [http://www.isras.ru/files/File/INAB/2009_2/Megetnicheskie.pdf] // 2009
[стр. 165]

сохранять с ними дружественные или нейтральные отношения.
Это касается преимущественно тех сфер взаимодействия, где люди ограничены в своем выборе лиц для контак тов.
Различия в готовности ко всем видам общения между группами небольшие
(10-15%), но все же они есть, и это нельзя не отметить, тем более, что в сочинском районе русские привыкли к взаимодействию с армянами (они здесь «свои люди»).
Армянская диаспора на Черноморском побережье всегда была достаточно мощной и существует по меньшей мере 100'лет.
На сегодняшний день в крае зарегистрировано 119 национально-культурных общественных организаций, из которых 42
армянские.
К примеру, в Адлерском районе Сочи они традиционно составляют около 1/3 населения.
И даже их высокий приток в постконфликтных ситуациях не вызвал здесь сильных недовольств.
Многие из проживающих в
крас армян— беженцы или вынужденные мигранты.
Из Северного Карабаха, из Азербайджана, из Чечни, из Абхазии, из Узбекистана.
Они приехали сюда не за длинным рублем, а бежали, спасаясь от пуль и снарядов.
Сейчас ситуация меняется.
На уровне повседневного общения все чаще армян разделяют на «своих» и «чужих», на «новых» и «старых».
Если у человека армянское происхождение, но он плохо владеет родным языком (больше говорит на русском), то чаще он свой.
Если же приехал
10-15 лет назад, дома и при русских разговаривает на армянском, то отношение к нему несколько иное.
Причем исходит такое представление не только от местных националистов, краевой администрации, представителей казачества, но
и от условно называемых «местных армян» По данным опроса, 22,9% респондентов (среди них большинство — русские) признались, что среди проживающих в Сочи есть такие национальности, к которым они испытывают раздражение и неприязнь, т.е.
вокруг них сформировался, как говорят социологи, «образ врага», негативизм.
И русскими, и представителями других национальностей, и даже самими армянами чаще назывались в этом образе армяне.
Это объясняется
165
[стр. 6]

30 Теперь рассмотрим, как отличаются межэтнические установки на взаимодействие в разных сферах общения у представителей разных национальностей г.
Сочи.
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 согласен не согласен согласен не согласен согласен не согласен согласен не согласен согласен не согласен согласен не согласен Как партнера по работе Как начальника Как одноклассника ребенка Как соседа по дому Как супруга / супруги Как жены сына / мужа дочери "русские" "др.
национальности" Рис.
6.
Межэтнические установки в разных сферах взаимодействия у русских и др.
национальностей (готовность принять людей иной национальности как…) (в % от ответивших по национальностям) Из Рис.
6 видно, что русские в сравнении с представителями других национальностей проявляют меньшую степень согласия по всем позициям межэтнического взаимодействия, касающихся разных сфер общения.
Правда, различия в готовности ко всем видам общения между группами небольшие (10–15%), но все же они есть, и это нельзя не отметить, тем более, что в сочинском районе русские привыкли к взаимодействию с армянами (они здесь «свои люди»).
Армянская диаспора на Черноморском побережье всегда была достаточно мощной и существует по меньшей мере 100 лет.
На сегодняшний день в крае зарегистрировано 119 национальнокультурных общественных организаций, из которых 42
– армянские.
Во многих городах (Армавир, Туапсе и др.) количество этнических армян велико, в Адлерском районе Сочи они традиционно составляют около 1/3 населения.
И даже их высокий приток в постконфликтных ситуациях не вызвал здесь сильных недовольств.
Многие из проживающих в
крае армян – беженцы или вынужденные мигранты.
Из Северного Карабаха, из Азербайджана, из Чечни, из Абхазии, из Узбекистана.
Они приехали сюда не за длинным рублем, а бежали, спасаясь от пуль и снарядов.
Сейчас ситуация меняется.
На уровне повседневного общения все чаще армян разделяют на «своих» и «чужих», на «новых» и «старых».
Если у человека армянское происхождение, но он плохо владеет родным языком (больше говорит на русском), то чаще он свой.
Если же приехал
10–15 лет назад, дома и при русских разговаривает на армянском, то отношение к нему несколько иное.
Причем исходит такое представление не только от местных националистов, краевой администрации, представителей казачества, но


[стр.,7]

31 и от условно называемых «местных армян».
Сильно повлияла на осложнение межнациональной обстановки миграция.
Тяжелое экономическое положение в Армении спровоцировало приток мигрантов, которые, естественно, стремились быть поближе к соотечественникам, землякам, родственникам.
Кроме того, немалую часть приезжих составляли жители сельской местности, т.е.
люди более низкого культурного уровня и хуже, чем городские, а порой и вовсе не владеющие русским языком.
По данным нашего опроса, 22,9% респондентов (среди них большинстворусские) признались, что среди проживающих в Сочи есть такие национальности, к которым они испытывают раздражение и неприязнь, т.е.
вокруг них сформировался, как говорят социологи, «образ врага», негативизм.
И русскими, и представителями других национальностей, и даже самими армянами чаще назывались в этом образе армяне.
Это объясняется
разными причинами.
Местные, условно говоря «коренные» армяне недолюбливают приезжих армян «с гор» («киляхи»), которые своим поведением создают негативное представление о всех сочинских армянах.
Негативное отношение русских к армянам может быть и потому, что им друг с другом приходится контактировать чаще, чем с представителями других национальностей, т.к.
это самая многочисленная этнонациональная группа в городе и при этом у них много общих сфер взаимодействия, в которых они могут пересечься и конкурировать.
Часто недовольство вызывает кажущееся неуважение к национальным обычаям, нежелание считаться с окружающими, бесцеремонное и назойливое поведение, в частности, по отношению к женщинам и девушкам.
Несмотря на демонстрацию высокого уровня открытости к межэтническим контактам, возможно изменение межэтнической ситуации, поскольку с началом подготовки к Олимпийским играм Сочи становятся регионом высокого притока иностранной рабочей силы.
Причем приезжают не просто люди разных национальностей, но и различной ментальности, иной культуры.
И хотя официальное олимпийское строительство начинается только в 2009 г., уже в 2008 г.
приток мигрантов вызывал опасения местного населения.
Эти опасения можно объяснить, если представить будущую ситуацию.
Гигантское строительство объективно уменьшит число отдыхающих – основной источник дохода.
Естественно, упадут доходы сочинцев, в основном тех, кто не является бюджетниками, а вместо этого появятся трудовые мигранты, зарабатывающие деньги на олимпийской стройке.
Отсюда может возникнуть заведомая предубежденность местного населения к мигрантам вообще и к их иноэтничным представителям в частности.
Среди национальностей наибольший негатив вызывают турки (31,4%), чеченцы (29,4%), азербайджанцы (27%), грузины (26,9%), таджики (24,4%).
Это обстоятельство не может не отразиться на межэтнических взаимодействиях, которые обусловлены в том числе и уровнем миграционного потока в регионе.
Одним из положительных следствий победы города в олимпийской гонке должно было стать чувство единения людей под знаменем общей для всех идентичности – сочинцы.
Но вместе с тем это событие высветило проблемы людей и столкнуло их интересы, разделило население на ее «сторонников» и «противников».
Среди тех, кто испытывает чувство неприязни по отношению к представителям каких-то национальностей, проживающих в Сочинском регионе, больше противников Олимпиады (59,4%), чем ее сторонников (12,9%).
Для того, чтобы проверить устойчивость позитивных и негативных установок, в ходе опроса задавались вопросы, которые давали возможность оценить акцентированность внимания людей на этнических различиях.
С одной стороны, ответы респондентов подтвердили действительно невысокую степень значимости таких различий для большинства сочинцев (см.
Рис.
7).
С другой – все же при общем позитивном настрое к межэтническому общению немалая часть русских (50%) и почти треть нерусских

[Back]