Проверяемый текст
Петров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России : (Проблемы теории и практики) (Диссертация 2000)
[стр. 100]

Важное значение для уяснения природы правового нигилизма имеет поуровневый подход к его изучению .
Он позволяет выявить особенности проявления правового нигилизма на общесоциальном, групповом и индивидуальном уровнях.
Возможность такого рассмотрения правового нигилизма обусловлена тем, что он выступает в качестве специфического состоянияи свойства не только общественного, но и группового (профессионального) и индивидуального правосознания личности.

Правовой фетишизм является следующей распространенной формой проявления деформации правового сознания.
Фетишизм (от лат.
fetiche — идол, талисман) означает наделение чего-нибудь сверхъестественными свойствами, безусловное его признание и слепое
поклонение12.
Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества
в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.
Правовой фетишизм имеет такие же древние корни, что и правовой нигилизм, однако отличается от него.
Если правовой нигилизм означает недооценку
роли, то правовой фетишизм его переоценку.
В основе правового фетишизма так же, как и правового нигилизма, лежат дефицит .правовой культуры,, юридическое невежество и деформированное правосознание.
Поэтому они являются как бы двумя сторонами одной медали.
Необходимо отметить, что в отличие от правового нигилизма, фетишизму в научных кругах
уделяют меньше внимания.
Связано это с тем, что он менее распространен, менее заметен и не так бросается в глаза.
Среди отечественных ученых, в последние годы изучавших сущность этого социального явления, следует отметить Н.И.
Матузова, В.И.
Гойман, В.М.

Баранова и некоторых других.3 Анализ их научных публикаций и работ 1 Гойман В.И.
Правовой нигилизм: пути преодоления.
//Советская юстиция.
1990.
№9: С.4.

2Философский
энциклопедический словарь.
М., 2001.
С.
723.; Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка.
М., 1997.
С.850.

5 Баранов В.М.
Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность.
// Северо-Кавказский юридический вестник.
1998.
№4.
[стр. 29]

совершение преступлений и иных правонарушений.
Таким образом, можно предложить следующее определение понятия «правовой нигилизм».
Правовой нигилизм это форма деформации правового сознания, которая характеризуется всеми ее признаками и выражается в наличии у ее носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений.
Такое определение правового нигилизма дает возможность отличить его не только от других форм деформации правового сознания, но и от сходных с ним понятий критики права и правовой демагогии.
Прежде всего, правовой нигилизм следует отграничивать от критики права.
Правовой нигилизм представляет из себя отрицание действующего права, прогрессивных правовых идей, норм, взглядов и ценностей.
Он 1 См.: Общая теория государства и права /Под ред.
ВВ.
Лазарева.
М..
1994.
С.169.
55 подрывает правовые устои российского общества, является тормозом прогрессивного развития.
В отличие от него критика права направлена на отрицание устаревших и несовершенных правовых институтов и положений, консервативных правовых привычек, ложных правовых норм и идей.
Конструктивная критика, в отличие от правового нигилизма, является условием совершенствования правовой системы нашей страны, фактором социально-правового и общественного прогресса1.
Правовой нигилизм тесно примыкает к правовой демагогии, но не отождествляется с ней.
«Если правовой нигилизм, как отмечает В.М.
Баранов, означает отрицание ценности права, то правовая демагогия признает определенную ценность юридического и именно ее использует в своих целях.
Правовой демагог может быть «глубоким» нигилистом, но ценность права осознает и это его свойство эксплуатирует» .
Правовой нигилизм является формой деформации правового сознания и может распространяться в самых широких слоях российского общества.
В отличие от него, правовая демагогия представляет из себя обманное воздействие отдельного лица или группы лиц на чувства, знания и действия доверяющих им людей посредством ложного или грубо извращенного представления правовой действительности.
Ей подвержен гораздо меньший круг субъектов, и сфера ее распространения намного уже, чем у правового нигилизма .
Правовой нигилизм распространен в самых широких слоях населения.
В отличие от него, правовой демагогией занимаются только отдельные индивиды.
Как уже отмечалось, правовой нигилизм является очень распространенной формой деформации правового сознания.
Он выступает в качестве социального явления и представляет собой такое направление общественной мысли, которое отрицает ценности права и возможности 1 См.: Гойман В.И.
Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов.
юстиция.
1990.
№9.С.4.
2
Баранов В.М.
Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность //Северо-Кавказский юридический вестник.
1998.
№4.

С.27.
3 Баранов В.М.
Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность //Северо-Кавказский юридический вестник.
1998.
№4.
С.26-27.
56 регулирования с его помощью различных сторон жизни общества.
Как негативно-отрицательное, пренебрежительное либо безразличное отношение к праву, правовой нигилизм представляет из себя полиструктурное образование.
Это дает возможность рассматривать его проявления в различных элементах и уровнях правового сознания: в правовой идеологии и правовой психологии; на уровнях индивидуального, группового и общественного правосознания.
В правовой идеологии нигилизм находит свое отражение в различных доктринах, течениях, представлениях и идеях.
В правовой психологии он выступает в форме специфических позиций, установок и стереотипов и выражается в неверии в правовые идеалы.


[стр.,30]

Важное значение для уяснения природы правового нигилизма имеетпоуровневый подход к его изучению1.
Он позволяет выявить особенности проявления правового нигилизма на общесоциальном, групповом и индивидуальном уровнях.
Возможность такого рассмотрения правового нигилизма обусловлена тем, что он выступает в качестве специфического состояния и свойства не только общественного, но и группового (профессионального) и индивидуального правосознания личности.

Распространение нигилизма в общественном сознании означает, что государство, как управляющая система, пренебрегает правом, либо использует его не по назначению, в силу чего происходит процесс отчуждения общества от права.
Изменить такое положение возможно только путем перехода к строительству правового демократического государства, на основе отказа властных структур от административно-командного руководства обществом.
В научных кругах выделяют следующие наиболее распространенные формы и способы выражения правового нигилизма в общественном правосознании.
1.
Повсеместное несоблюдение и неисполнение требований законов и иных нормативных актов, когда граждане, должностные лица 1 См.: Гойман В.И.
Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов.
юстиция.
1990.
№9.
С.4.

57 государственных и муниципальных органов, а также коммерческих и общественных организаций живут и действуют вопреки требованиям правовых норм.
Неисполняемость свидетельствует о бессилии властных структур, их пассивности и неумении действовать адекватно сложившимся реалиям общественной жизни.
Несоблюдение и неисполнение законов наносит не меньший вред общественным интересам, чем их прямое нарушение.
В периодической печати указывалось, что международные‟организации и эксперты оценивают наше законодательство на «четверку», а за его соблюдение, исполнение и претворение в жизнь ставят «единицу».
«Ниже только нуль, и есть над чем задуматься»1.
Многие субъекты федерации, федеральные и региональные органы власти, чиновники различных уровней или даже отдельные производственные коллективы отказываются выполнять те или иные законы, решения судебных органов, так как они, по их мнению, являются «неправильными»”.
Нередко неисполнение юридических предписаний сопровождается выставлением неправомерных условий, требований и ультиматумов .
Федеральные и местные законы легко переступают, с ними не считаются, либо нередко блокируют.
Это свидетельствует о том, что законы для многих стали весьма условным понятием.
Нередки случаи прямого непризнания указов Президента России, их толкование местными властями на свой лад.
Некоторые властные структуры и должностные лица, в том числе и депутаты Государственной Думы, весьма стесненно чувствуют себя в конституционных рамках, постоянно пытаются выйти из них.
Такое всеобщее непослушание, то есть несоблюдение и неисполнение законов является результатом деформированного правосознания, вызванного отсутствием должной правовой культуры.
Оно является следствием той общей разболтанности и 1 См.: Известия.
1996.
12 марта.
2 См.: Независимая газета.
2000.
11 марта.
3 См.: Советская Россия.
1999.
15 октября.
58 безответственности, наступившей на волне демократических преобразований и непродуманных социально-политических и экономических реформ.


[стр.,34]

в-четвертых, его специфическая региональная или национальная окраска, делающая его орудием сепаратизма и одним из источников всевозможных конфликтов, потрясающих временами российское общество; Данные получены в ходе того же опроса.
6-4 в-пятых, его тесное соприкосновение и слияние с политическим, государственным, нравственным, экономическим и некоторыми другими видами нигилизма, делающими его особенно разрушительным для устоев общества и государства1.
Правовой фетишизм и его проявления.
Правовой фетишизм является следующей распространенной формой проявления деформации правового сознания.
Фетишизм (от лат.
fetiche идол, талисман) означает наделение чего-нибудь сверхъестественными свойствами, безусловное его признание и слепое
поклонение”.
Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.
Правовой фетишизм имеет такие же древние корни, что и правовой нигилизм, однако отличается от него.
Если правовой нигилизм означает недооценку
права, то правовой фетишизм его переоценку.
В основе правового фетишизма так же, как и правового нигилизма, лежат дефицит правовой культуры, юридическое невежество и деформированное правосознание.
Поэтому они являются как бы двумя сторонами одной медали.
Необходимо отметить, что в отличие от правового нигилизма, фетишизму в научных кругах
уделяется меньше внимания.
Связано это с тем, что он менее распространен, менее заметен и не так бросается в глаза.
Среди отечественных ученых, в последние годы изучавших сущность этого социального явления, следует отметить Н.И.
Матузова, В.И.
Гойман, В.М.

1 Подробнее см.: Матузов Н.И.
Теория государства и права.
М., 1997.
С.609-610; Горохов П.А.
Социальная природа правового нигилизма.
Оренбург, 1998.
С.56-63.
2 См.: Философский энциклопедический словарь.
М, 1983.
С.723; Ожегов СП , Шведова НЮ.
Толковый словарь русского языка.
М., 1997.
С.850.

65 Баранова и некоторых других.1 Анализ их научных публикаций и работ показывает, что они не придерживаются одинаковой трактовки понятия этого явления и обозначают его различными терминами.
Так, по мнению В.И.
Гоймана, юридический (то есть правовой) фетишизм представляет собой «гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в осуществлении социальноэкономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей».
В.М.
Баранов характеризует юридический фетишизм как «гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-экономических, политических и иных задач»3.
В отличие от предыдущих авторов, Н.И.
Матузов именует исследуемое явление «правовым идеализмом», употребляя временами в качестве синонимов понятия «правовой фетишизм» и «правовой волюнтаризм».
По его мнению, правовой идеализм это переоценка роли права4.
На наш взгляд, применяемое Н.И.
Матузовым тройственное обозначение изучаемого явления представляется ошибочным, так как понятия «фетишизм», «идеализм» и «волюнтаризм» имеют различные смысловые значения.
Иные его названия, кроме «правового фетишизма», не раскрывают правильно его природу.
В целом же указанные трактовки правового фетишизма, даваемые отечественными учеными, несмотря на их определенные отличия, правильно раскрывают его природу, так как выделяют важнейший его признак переоценку роли права и правовых институтов, деформированное

[Back]