Проверяемый текст
Петров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России : (Проблемы теории и практики) (Диссертация 2000)
[стр. 101]

показывает, что они нс придерживаются одинаковой трактовки понятия этого явления и обозначают его различными терминами.
Так, по* мнению:.
В.И.
Гойман, юридический (то есть, правовой) фетишизм представляет собой«гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в осуществлении социальноэкономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей» .
:
■ • * • ' В.М.
Баранова.
характеризует .
юридический фетишизм как «гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-экономических, политических
задач» .
.
В отличие от предыдущих авторов, Н.И.
Матузов именует исследуемое явление «правовымг идеализмом», употребляя временами в
„..качестве синонимов понятие «правовой фетишизм» и «правовой волюнтаризм»..
По
о .
его мнению, правовой идеализм это переоценка роли
праваН а наш взгляд,: применяемое Н.И; Матузовым тройственное обозначение изучаемого явления представляется ошибочным, так как понятие «фетишизм», «идеализм» и: «волюнтаризм» имеют различные-смысловые значения.
Иные
t.
• • “ 9 / его названия, кроме «правового фетишизма» не раскрывают правильно его природу.
•’ , 4 В»*целом же указанные трактовки правовогофетишизма, даваемые отечественными учеными,; несмотря на их определенные отличия, правильной раскрывают, его природу, так каквыделяют важнейший его признак переоценку роли права и правовыхинститутов, деформированное, представление о его значимости вжизни, общества.
Недостатком таких:*23
С.
13-29; Гойман В.И.
Правовой нигилизм: пути преодоления.
//Советская* юстиция.
1990.
№9.

С.9.; Матузов Н.И: Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной «медали».
//Правоведение.
1994.
№2.
С.
3740.

'ГойманВ.И! Указ.
соч.
С.4.
2Баранов В.М.
Указ.
соч.
С.
28.
3Теория государства и права.
// под.ред.
Н.И.
Матузова.
М., 1997.
С.611.
[стр. 34]

в-четвертых, его специфическая региональная или национальная окраска, делающая его орудием сепаратизма и одним из источников всевозможных конфликтов, потрясающих временами российское общество; Данные получены в ходе того же опроса.
6-4 в-пятых, его тесное соприкосновение и слияние с политическим, государственным, нравственным, экономическим и некоторыми другими видами нигилизма, делающими его особенно разрушительным для устоев общества и государства1.
Правовой фетишизм и его проявления.
Правовой фетишизм является следующей распространенной формой проявления деформации правового сознания.
Фетишизм (от лат.
fetiche идол, талисман) означает наделение чего-нибудь сверхъестественными свойствами, безусловное его признание и слепое поклонение”.
Правовой фетишизм заключается в переоценке роли права в жизни общества и в преувеличении его реальных регулятивных возможностей.
Правовой фетишизм имеет такие же древние корни, что и правовой нигилизм, однако отличается от него.
Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой фетишизм его переоценку.
В основе правового фетишизма так же, как и правового нигилизма, лежат дефицит правовой культуры, юридическое невежество и деформированное правосознание.
Поэтому они являются как бы двумя сторонами одной медали.
Необходимо отметить, что в отличие от правового нигилизма, фетишизму в научных кругах уделяется меньше внимания.
Связано это с тем, что он менее распространен, менее заметен и не так бросается в глаза.
Среди отечественных ученых, в последние годы изучавших сущность этого социального явления, следует отметить Н.И.
Матузова, В.И.
Гойман, В.М.
1 Подробнее см.: Матузов Н.И.
Теория государства и права.
М., 1997.
С.609-610; Горохов П.А.
Социальная природа правового нигилизма.
Оренбург, 1998.
С.56-63.
2 См.: Философский энциклопедический словарь.
М, 1983.
С.723; Ожегов СП , Шведова НЮ.
Толковый словарь русского языка.
М., 1997.
С.850.
65 Баранова и некоторых других.1 Анализ их научных публикаций и работ показывает, что они не придерживаются одинаковой трактовки понятия этого явления и обозначают его различными терминами.
Так, по мнению В.И.
Гоймана, юридический (то есть правовой) фетишизм представляет собой «гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в осуществлении социальноэкономических, политических и иных задач без учета их реальных возможностей».

В.М.
Баранов характеризует юридический фетишизм как «гипертрофированное представление о роли правовых средств в решении социально-экономических, политических
и иных задач»3.
В отличие от предыдущих авторов, Н.И.
Матузов именует исследуемое явление «правовым идеализмом», употребляя временами в
качестве синонимов понятия «правовой фетишизм» и «правовой волюнтаризм».
По
его мнению, правовой идеализм это переоценка роли права4.
На наш взгляд, применяемое Н.И.
Матузовым тройственное обозначение изучаемого явления представляется ошибочным, так как
понятия «фетишизм», «идеализм» и «волюнтаризм» имеют различные смысловые значения.
Иные
его названия, кроме «правового фетишизма», не раскрывают правильно его природу.
В целом же указанные трактовки правового фетишизма, даваемые отечественными учеными, несмотря на их определенные отличия, правильно раскрывают его природу, так как выделяют важнейший его признак переоценку роли права и правовых институтов, деформированное


[стр.,35]

1 См.: Баранов В.М.
Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность // Северо-Кавказский юридический вестник.
1998.
№4.
С.
13-29; Гойман В.
И.
Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов.
юстиция.
1990.
№9.

С.4; Матузов Н.И.
Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной «медали» // Правоведение, 1994.
№2.
-С.
37-40;
2 Гойман В.Й.
Правовой нигилизм: пути преодоления // Сов.
юстиция.
1990.
№9.
С.4.
3 Баранов В.М.
Правовая демагогия: природа, формы проявления, социальная опасность //Северо-Кавказский юридический вестник.
1998.
№4.
С.28.
4 Теория государства и права / Под ред.
Н.И.
Матузова М., 1997.
С.611.

66 представление о его значимости в жизни общества.
Недостатком таких
определений, по нашему мнению, является то, что в них не выделяются иные признаки этого явления.
Правовой фетишизм это форма деформации правового сознания, „ характеризующаяся всеми ее признаками и выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.
Таким образом, правовой фетишизм характеризуется следующими важнейшими признаками: 1) он является формой деформации правового сознания и характеризуется всеми ее чертами; 2) он проявляется в правовом сознании носителей, которыми могут выступать отдельный индивид, социальная группа и общество в целом; 3) сущность его заключается в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений, то есть в решении социальнополитических, экономических и иных задач, стоящих перед обществом (фактически же право и его институты такими возможностями не обладают); 4) он обусловлен и коренится в правовом невежестве и невоспитанности его носителей, отсутствии у них должной правовой культуры.
Указанные признаки правового фетишизма дают возможность полностью раскрыть его природу, а также отграничить его от таких смежных явлений, какими выступают правовой нигилизм, правовая демагогия и правовые иллюзии.
Различия между правовым фетишизмом и правовым нигилизмом заключаются в том, что если последний представляет из себя отрицание и недооценку правовых норм, идей, ценностей и институтов, то первый выражается в их переоценке, в возведении в абсолют.
Правовой фетишизм следует отличать и от правовой демагогии.
Если правовой фетишизм представляет собой возведение в абсолют роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений, то правовая 67 демагогия это обманное воздействие отдельного лица или различных объединений граждан на чувства, знания и действия, доверяющих им людей посредством ложного или грубо извращенного представления правовой действительности.
Правовой фетишизм выступает формой искаженного правосознания, которая может распространяться в самых широких слоях общества и проявляться как на индивидуальном, так и на групповом и общесоциальном уровнях.
В отличие от него, правовая демагогия это особый вид социальной демагогии, сфера распространения которой значительно уже.
Ей подвержен гораздо меньший круг людей.
Субъект правовой демагогии это манипулятор чужих чувств, для которого в определенный период времени «культ закона» может быть методом, орудием достижения поставленной цели.
То есть правовой фетишизм в определенных случаях может выступать средством правовой демагогии1.
Правовой фетишизм следует также отличать от правовых иллюзий.
Фетишизм выражается в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений, что предполагает превращение правильных понятий в искаженные.
Правовые же иллюзии это изначально ошибочные взгляды и представления о роли права в жизни общества.
Правовой фетишизм является весьма распространенной в российском обществе формой деформации правового сознания.
Он выступает в качестве социального явления, встречающегося как в индивидуальном, так и в групповом (в т.ч.

[Back]