Проверяемый текст
Петров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России : (Проблемы теории и практики) (Диссертация 2000)
[стр. 106]

правосознании, так же, как индивидуальное правосознание в виде простой частички общественного.
Вбирая в себя то общее, что характерно для той или иной общности, общественное правосознание отвлекается, абстрагируется от частностей, присущих индивидуальному
правосознанию»1.
Различия по условиям формирования заключаются в том, что если на деформацию общественного и группового (профессионального) правосознания в основном влияют факторы социальной среды, то искажение индивидуального правосознания обусловливается также индивидуальным бытием, микросредой
окружения и личностными качествами.
Как правильно отмечает В.А.
Щегорцев, ближайшая среда и
специфртческие условия жизнедеятельности индивида накладывают свой существенный отпечаток на индивидуальное правосознание, делая его неповторимым.12 То есть именно они нередко способствуют искажению индивидуального правосознания, его деформации.
Также необходимо учитывать, что на состояние правосознания личности, в свою очередь, существенно влияет деформированность общественного и группового (профессионального) сознания, так как именно из них индивид черпает свои представления о правомерности и неправомерности.
Отличаются виды деформации правового сознания и по объемам своего содержания.
В
деформированное™ общественного правосознания отражаются все те многообразные негативные общественные отношения и явления, которые характерны для нынешнего состояния российского общества, скованного различными кризисными явлениями.
В
деформированное™ индивидуального и группового (профессионального) правосознания проявляются не все негативные общественные явления и отношения, а только те, которые входят в сферу личного или группового 1Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х.
Указ.
соч.
С.71 2Щегорцев В.А.
Социология правосознания.
М., 1981.
С.56.
[стр. 46]

Искажение индивидуального правосознания иногда может проявляться в виде лицемерия, в расхождении между словом и делом.
В специальной литературе такую деформацию иногда называют «воспитательным двурушничеством» .
Одной из наиболее грубых форм проявления деформации правосознания является превращение отдельными государственными служащими своей должности в источник доходов.
Особо опасным это бывает тогда, когда злоупотребления служебным положением допускают судьи, прокуроры, следователи, сотрудники милиции.
Так, например, в 1999 году в России были осуждены за злоупотребление служебным положением и получение взяток более 700 сотрудников ОВД2.
Тем самым они внесли свою лепту в процесс дискредитации органов внутренних дел.
Наряду с перечисленными формами существуют и другие способы проявления деформации индивидуального правосознания, которые, в конечном счете, влияют на состояние законности в стране.
Необходимо заметить, что различные виды деформации правосознания (общественного, группового и индивидуального) существуют в неразрывном единстве и взаимосвязи.
Обусловлено это тем, что в индивидуальном правосознании, как указал И.Ф.
Покровский, «сочетаются черты общие, присущие правосознанию единой эпохи, черты особенные, связанные с принадлежностью личности к определенной социальной группе, и индивидуальные черты, обусловленные воспитанием и обстоятельствами личной жизни индивида» .
«Общественное сознание не имеет отдельного от людей существования, он существует в умах конкретно-исторических См.: Алексеев А.И., Сахаров А.Б.
Причины преступления и их устранение органами внутренних дел.
М., 1982.
С.
11.
2 См.: состояние работы с кадрами ОВД РФ за 1999 год.
Обзор.
М., 2000.
3 Покровский И.Ф.
Формирование правосознания личности.
Л., 1972.
С.42.
88 индивидов.
Все, что составляет содержание общественного правосознания, возникает и существует в составе индивидуального»1.
Таким образом, различные виды проявления деформации правового сознания имеют одну и ту же гносеологическую, социальную основу и предмет отражения.
Однако наличие единства и тесной взаимосвязи между различными видами деформации правосознания ни в коем случае не дает основания для того, чтобы сводить деформацию общественного и группового (профессионального) правосознания к простой совокупности искаженных правовых взглядов, идей, знаний и чувств отдельных членов общества.
Между ними существуют различия как по условиям формирования, так и по объему содержания, что связано с существующими различиями между общественным, групповым (профессиональным) и индивидуальным правосознанием.
Как уже отмечалось в научных работах, «общественное правосознание не может рассматриваться в виде суммы индивидуальных правосознании, так же, как индивидуальное правосознание в виде простой частички общественного.
Вбирая в себя то общее, что характерно для той или иной общности, общественное правосознание отвлекается, абстрагируется от частностей, присущих индивидуальному
правосознанию».2 Различия по условиям формирования заключаются в том, что если на деформацию общественного и группового (профессионального) правосознания в основном влияют факторы социальной среды, то искажение индивидуального правосознания обусловливается также индивидуальным бытием, микросредойокружения и личностными качествами.
Как правильно отмечает В.А.
Щегорцев, ближайшая среда и
специфические условия жизнедеятельности индивида накладывают свой существенный отпечаток на индивидуальное правосознание, делая его неповторимым .
То есть именно они нередко
1 Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х.
Правовая психология и преступное поведение.
Красноярск, 1988.-С.70-71.
2 Ратинов АР., Ефремова Г.Х.
Правовая психология и преступное поведение.
Красноярск, 1988.-С.71.
3 См.: Щегорцев В.А.
Социология правосознания.
М., 1981.
С.
56.

89

[стр.,47]

способствуют искажению индивидуального правосознания, его деформации.
Также необходимо учитывать, что на состояние правосознания личности, в свою очередь, существенно влияет деформированность общественного и группового (профессионального) сознания, так как именно из них индивид черпает свои представления о правомерности и неправомерности.
Отличаются виды деформации правового сознания и по объемам своего содержания.
В
деформированности общественного правосознания отражаются все те многообразные негативные общественные отношения и явления, которые характерны для нынешнего состояния российского общества, скованного различными кризисными явлениями.
В
деформированности индивидуального и группового (профессионального) правосознания проявляются не все негативные общественные явления и отношения, а только те, которые входят в сферу личного или группового бытия человека.
То есть искаженность общественного правосознания по объему всегда намного больше, чем деформированность индивидуального либо группового (профессионального) правосознания.
Представляется необходимым в зависимости от уровня компетенции в качестве самостоятельных видов выделить деформации обыденного и теоретического правосознания.
В обыденном правосознании, которое присуще почти каждому гражданину нашей страны, наряду с правильными суждениями, взглядами и представлениями могут уживаться и ошибочные, искаженные.
Это объясняется различными причинами, но, прежде всего, некомпетентностью людей, их недостаточными правовыми знаниями.
В обыденном правосознании, которое в основном складывается под влиянием обычаев, норм права, правовой идеологии, правовой практики и ближайшего социального окружения, существуют как стихийно возникшие из повседневной жизненной деятельности правовые понятия и представления, так и те, которые формируются в ходе воспитательного процесса.
Они, несомненно, могут нести 90 и отрицательные черты, так как индивид подвергается различным негативным воздействиям.
Именно отсталые взгляды и представления, противоправные установки, существующие в обыденном правосознании, являются причиной отклонений в правовом поведении личности.
В научных кругах существует ошибочное мнение, что пороки и недостатки присущи только обыденному правосознанию, а теоретическое правосознание играет только позитивную роль.
Если бы это было так, то правомерное поведение было бы исключительным свойством носителей теоретического правосознания.
Между тем, именно обыденное правосознание руководит поведением абсолютного большинства граждан нашей страны, из которых только определенная часть склонна совершать преступления и иные правонарушения и допускает это.
Большинство же граждан России это законопослушные лица, что никак не объясняется наличием у них теоретического правосознания.
Изложенное свидетельствует, что в качестве самостоятельных видов следует указать деформацию как обыденного, так и теоретического правосознания.
Теоретическое правосознание, выполняющее функцию по обслуживанию правовой практики также как и обыденное правосознание, не всегда свободно от ложных теорий и методов, суеверий и предрассудков.
Это обязывает изучать и анализировать процессы деформации не только в обыденном, но и в теоретическом правосознании.
Изложенное свидетельствует, что сущность деформации правового сознания раскрывается, прежде всего, через формы ее проявления, важнейшими из которых являются правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правовое сознание.
Важное значение для уяснения природы деформации правового сознания имеет выделение и характеристика соответствующих ее видов.
В зависимости от уровня обобщения и с учетом их носителей необходимо различать три вида данного явления: деформацию общественного, группового (в т.ч.
профессионального) и 91 индивидуального правосознания.
От степени и глубины искаженности при отражении правовой действительности в качестве самостоятельных видов целесообразно рассматривать деформацию обыденного и теоретического правосознания.
92

[Back]