Проверяемый текст
Коробка, Виктор Николаевич; Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел (Диссертация 1999)
[стр. 110]

по государственной охраны деформация профессионального правового сознания военнослужащих явление объективно существующее1.
Особенность деформации профессионального правосознания у сотрудников ФСО России состоит в том, что в отличие от других профессий, где деформация правосознания одного работника может не влиять в целом на результат деятельности коллектива, в отношении деятельности военнослужащих ФСО России такое явление принципе не возможно.
Поскольку ошибка одного может «свести к нулю» результат работы всего подразделения ФСО России, а также бросит тень на его коллег, и нивелировать социальную ценность их труда.
К примеру, нарушение режима секретности при предоставлении специальной конфиденциальной связи высшим должностным лицам государства может привести к компрометации секретных сведений и разглашению государственной тайны.
А поскольку ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостатки всех сотрудников, то это породит соответствующий стереотип "Там все такие".
В нашем понимании деформация профессионального правосознания
военнослужащих явление негативное.
Негативная оценка основывается на ухудшении структуры личности
военнослужащего, разрушении ее моральнопсихологического комплекса, что в целом отрицательно сказывается на его поведение как субъекта государственной правоохранительной функции, реализуемой в ходе профессиональной деятельности обеспечение безопасности объектов государственной охраны.
В первой главе мы обратили внимание на то, что профессиональное правосознание
военнослужащих федеральных органов государственной охраны в общей форме может быть представлено в виде системы взаимосвязанных элементов: правовых знаний, идей, взглядов, представлений, установок, чувств, ценностных ориентации и т.д.,
[стр. 16]

^ условно можно считать 1971 год, когда в тематику научных исследований по судебной психологии были включены темы “Профессиональная деформация личности работника юстиции и ее преодоления” и “Профессиональное и психологическое исследование деятельности оперативного работника, следователя, прокурора, судьи ? Однако, отдельные попытки изучения профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, на наш взгляд, предпринимались еще со времени возникновения советской милиции.
Так, в памятке, выдававшейся сотрудникам ЧК, утвержденной в июле 1918 года, подчеркивалось: “Каждый сотрудник должен помнить, что он призван сохранять Советский революционный порядок и не должен допускать нарушений его, если же он сам это сделал, то он — никуда не годный человек и должен бьггь исторгнут из рядов Комиссии ’ См.: Состояние научных исследоаний по судебной психологии, М., 1971, ‘ 2 Из истории ВЧК.
Сборник документов.
М„ 1958.
С.
166.
Не случайно в 20 —х годах ставились и активно разрабатывались многие вопросы профессионального правосознания работников ведущих служб органов внутренних дел — следствия, уголовного розыска, исправительно — трудовых з^чреждений.
^ ь В настоящее время можно констатировать пробуждение научного интереса к данной проблематике.
Так, предметом специального исследования в отношении работников следствия и дознания эта тема была в 1988 году в секторе правовой психологии НИИ проблем укрепления законности и правопорядка.^ В ряде современных работ с теоретико — правовых, социологических позиций анализируются отдельные стороны деформации, подчеркивается теоретическая и практическая значимость подобного рода исследований^.
Вместе с тем, мы должны признать, что крупных работ по указанной проблематике не имеется.
Не достаточно исследованными остаются принципиально важные вопросы, к числу которых можно отнести следующие: понятие ^ См.
Неслуховский К.
Ф.
Необходимость юридического образования для командного состава милиции.
«Административный вестник».
1926.
№ 4.
Верховский П.
В.
Профессиональная пригодность к службе в милиции.
«Административный вестник».
1925.
№ 3.
Любарский И.
Психология уголовно — розыскной работы.
«Административный вестник».
1929.
№ 2.
2 Ратинов А.
Р., Конышева Л.
П., Кудрявцев С.
В.
Научный отчет НИИ проблем укрепления законности и правопорядка.
М., 1988.
^ См.
например: Кудрявцев В.
Н.
Право и поведение.
М., 1978.
С.
75 — 96; он же Деформация поведения.
// Правовое поведение: норма и патология.
М., 1982.
С.
160—190; Александров Ю.
В.
Профессиональная деформация, проявляющаяся у сотрудников органов внутренних дел и пути ее преодоления.
// Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел.
Киев.
1980.
С.
173180; Куличенко В.
В.
Столбовой В.
П.
Профессиональная деформация сотрудников уголовного розыска.
Киев.
19^; Баранов П.
П.
Деформация профессионального правосознания работников органов внутренних дел.
// Профессиональное правосознание работников органов внутренних дел.
М., 1991.
С.
79 — 98; Гранат Н.
Л.
Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики.
// Проблемы действия права в новых исторических условиях.
Труды Академии МВД РФ.
М., 1993.
С.
30 — 44; Грошев А.
В.
Функции правосознания в механизме уголовно — правового регулирования.
Диссертация … доктора юридических наук.
Екатеринбург.
19Я? 63 деформации профессионального правосознания, механизм ее образования, признаки.
Понятие “деформация” в научном обиходе утвердилось достаточно давно.
Использовалось в основном в области механики, обозначая изменение формы тела или частей его^.
Известны применения данного понятия и в других областях-, например, в а1ггропологии под деформацией тела человека понимается изменение его природного вида и нормальной формы^.
Deformatio в переводе с латинского обозначает искажение.
По степени воздействия на объект деформация подразделяется на упругую, если она исчезает после удаления воздействия и пластическую, = если она полностью не исчезает^.
По отношению к поведению !1 “ I личности деформация может быть глубокой или поверхностной, относительно закономерной для данного индивида (коллектива) или случайной, обратимой или необратимой^.
Большая Советская энциклопедия, давая физическую характеристику понятия, отмечает, что под деформацией понимается “изменение формы и объема твердого тела, уклонение того или иного органа или предмета от нормальной формы”®.
Говоря о деформации, необходимо определиться с ее направленностью.
В современной литературе нет единого мнения I ‘ по данному вопросу.
Некоторые авторы, например, говоря о ^ Энциклопедический словарь.
ТХ = а, Брокгауз Ф.
А., Ефрон А.
С.
Петербург.
1893.
С.
504 506.
^ См.
например: Энман В.
Б.
О возможности изучения деформаций земной коры, связанных с землетрясениями, на примере Гармского геодезического полигона.
Диссертация … кандидата физикоматематических наук.
М., 1971; Тектонические деформации и напряжения в сейсмоактивных областях.
М., 1976.
^ Указанный энциклопедический словарь.
С.
504 — 506.
4 Большой энциклопедический словарь.
Прохоров А.
М., 1991.
С.
380.
“” Кудрявцев В.
Н.
Правовое поведение: норма и патология.
М., 1982.
С.
16П б БСЭ.
М..
1952.
Т.
14.
С.
183.
, социальных отклонениях в узком смысле (то есть имея в виду отклонения от этических и правовых норм), полагают, что это понятие распространяется и на полезные поступки (новаторство, социальное творчество и т.п.)^.
По мнению Б.
Кутырева, “отклонения могут быть направлены и в положительную сторону: мы имеем в виду, например, проявление инициативы, предприимчивости”^.
В нашем понимании деформация профессионального правосознания
следователей ОВД явление негативное.
Негативная оценка основывается на ухудшении структуры личности
следователя, разрушении ее морально — психологического ^ комплекса, что в целом отрицательно сказывается на ^ правоприменительной деятельности следственных работников, реализуемой в ходе расследования преступлений.
В первой главе мы обратили внимание на то, что профессиональное правосознание
следственных работников в общей форме может быть представлено в виде системы взаимосвязанных элементов: правовых знаний, идей, взглядов, представлений, установок, чувств, ценностных ориентаций, реализуемых в ходе следственной деятельности.
Это, по нашему мнению, позволяет говорить о правосознании как о системно — ^ структурном явлении.
По нашему убеждеьшю, деформация профессионального правосознания следственных работников представляет собой искажение, нарзгшение всех или нескольких элементов структуры, вызывает негативные изменения, которые li находят свое отражение в различных аспектах профессиональной деятельности, а также в личности следователя.

[Back]