Проверяемый текст
Коробка, Виктор Николаевич; Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел (Диссертация 1999)
[стр. 112]

Определяя направленность деформации, мы согласились с мнением о том, что деформация явление негативное, поскольку отрицательно сказывается на конкретной личности военнослужащего, разрушает ее морально-психологический комплекс.
Это означает, что она представляет собой свойство мозга, духовный продукт жизни человека как члена общества.
Но так как она искаженно отражает правовую реальность, характеризуется отрицательным отношением его носителей как к действующему праву в целом, так и к правосудию и законности, то поэтому является негативной, социально опасной.
Негативная суть рассматриваемой деформации первый признак данного явления.
Второй признак деформации профессионального правосознания ее массовость.
О деформации профессионального правосознания как о массовом явлении, по нашему мнению, следует говорить тогда, когда данное явление приобретает значительную распространенность, становится регулярным и всеобъемлющим.

Нами произведен анализ состояния правопорядка и дисциплины в 2003, 2004 годах в подразделениях федеральных органов государственной охраны Южного федерального округа.
По сравнению с 2003 годом за отчетный период 2004 года состояние правопорядка и дисциплины ухудшилось.
Это связано с увеличением количество грубых нарушений воинской дисциплины, совершенных сотрудниками, на 64%.
Видовая структура грубых дисциплинарных проступков, совершенных в течение 2004 года сотрудниками по сравнению с 2003 годом изменилась.
Если по итогам 2003 года среди грубых нарушений воинской дисциплины преобладали утраты служебных удостоверений 72,7% от общего количества, то по итогам 2004 года большая часть нарушений связана с невыполнением сотрудниками требований Инструкции по обеспечения режима секретности при использовании ЭВТ для обработки секретной информации 41,3% от их общего количества.
Остальные виды грубых дисциплинарных проступков (исполнение
[стр. 17]

^ См.: Гиланский Я.
И.
О системном подходе к преступности.
// Правоведение.
1981.
№ 5.
С.
53.
2 Кутырев Б.
Стимулы порядка.
// Наука и жизнь.
1983.
№ 10.
С.
46.
f^ Необходимо отметить, что деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие —то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.
В противном случае можно говорить лишь о преступном сознании, отрицающем исходные идеи права ^ По справедливому утверждению П.
П.
Баранова “деформацию правового сознания имеет смысл отличать о ряда близких явлений.
Например, правовые иллюзии, ложные правовые взгл51ды и представления не являются, как нам представляется, деформациями.
Последняя всегда подразумевает динамику, трансформацию изначально “правильных” понятий, отношений, представлений в “неправильные”, искаженные”2.
Деформация профессионального правосознания следователей ОВД, как всякое явление, обладает определенными признаками.
Определяя направленность деформации, мы согласились с мнением о том, что деформация — явление негативное, поскольку отрицательно сказывается на конкретной личности
следователя, разрушает ее морально — психологический комплекс.
Негативная суть рассматриваемой деформации — первый признак данного явления.
Второй признак деформации профессионального правосознания — ее массовость.
О деформации профессионального правосознания \ как о массовом явлении, по нашему мнению, следует говорить тогда, когда данное явление приобретает значительную распространенность, становится регулярным и всеобъемлющим.
^
См.: Баранов П.
П.
Указан, раб.
С.
82 2 Тдм жр Нами изучена дисциплинарная практика в следственном управлении ГУВД РО за 1997 год.
За указанный период времени к дисциплинарной ответственности привлечен 121 человек (для сравнения: 1993 83, 1994 77, 1995 69, 1996 94), из них 23 начальника следственных подразделений.
Уволено из органов внутренних дел по отрицательным мотивам 6 человек, отстранено от занимаемой должности — 3, объявлено о неполном служебном соответствии — 9, объявлен строгий выговор — 14, выговор — 75, объявлено замечание — 14.
За допущенную волокиту по уголовным делам к дисциплинарной ответственности привлечено 18 человек, за нарушение сроков следствия — 10, за нарушение норм УПК — 12, ^ за необоснованное прекращение уголовных дел — 2, за необоснованное содержание под стражей — 7, за нарушение служебной дисциплины — 12, за необоснованное изменение меры пресечения — 2, за низкое качество следствия — 8, за дискредитацию звания работника милиции — 6, за необоснованное приостановление уголовных дел — 10, за необоснованное ф выставление статкарточек — 6, за нарушение сроков обращения с ходатайством о продлении — 5, за бесконтрольность за работой следователей — 23.
и Щ Третий признак деформации профессионального правосознания следователей ОВД — ее влияние на сопредельные сферы жизни общества.
Влияние деформации на сферу социальных отношений очевидно, поскольку ошибки в следственной практике одного персонифицируются в общественном сознании как недостатки всех следственных работников, тем самым порождают соответствующий стереотип — “Там все такие”.
Что, безусловно, находит свое отражение в политической сфере, а также негативно воздействует на область культуры, которая, с одной стороны, страдает от ф деформации, а с другой — сама в порядке обратной связи оказывает на нее то или иное влияние.
Четвертый признак деформации профессионального ^ правосознания следователей ОВД — ее развитие, подвижность.
Данный признак наблюдается в содержании, формах и способах проявления.
От наиболее мягких форм, например, правового инфантилизма, до наиболее опасной формы деформации профессионального правосознания — негативно — правового радикализма, в его крайнем проявлении — перерождении.
# Пятый признак деформации профессионального правосознания следователей ОВД — наличие степени общественной опасности, проявляющейся в формировании и реализации преступных <1 замыслов конкретных сотрудников.
Речь идет о тех ситуациях, когда следователи ОВД необоснованно арестовывают (задерживают в уголовно — процессуальном порядке), фальсифицируют уголовные дела, производят незаконные обыски, берут взятки, и т.п.
Мы полагаем, что представленный ряд признаков деформации профессионального правосознания не является окончательным, и в принципе допустимо говорить о маргинальном предкризисном пороге, характеризующимся как перелом с дальнейшей тенденцией ухудшения состояния правосознания следственных работников, который в конечном результате может способствовать образованию кризиса.
Речь идет о проявлении крайней формы негативно — правового радикализма — перерождении профессионального правосознания, совершении сотрудниками милиции преступлений.
Так, за период 1977 года к ответственности за нарушения законности привлечено 7,6 тысяч сотрудников ОВД (+ 8%), за преступления — 3,6 тысяч (+ 3%), в том числе 261 — за злоупотребления властным слз^ебным положением, 425 — за взяточничество.
Осуждены 1,6 тысяч сотрудников МВД, около ^ половины из них — за должностные преступления.
Со службы по отрицательным мотивам уволены 18,4 тысяч сотрудников^ В современной литературе представлено мнение, что без ф существования нормативной точки отсчета говорить о деформации бессмысленно^.
Нам представляется бесспорной данная точка зрения.
Кроме того, обращение к последней, на наш взгляд, I позволяет рассмотреть механизм образования деформации профессионального правосознания: то есть проследить путь возникновения деформации и увидеть, к чему она ведет и в чем выражается.
Рассмотрение данных вопросов необходимо для того, чггобы на научной основе организовать противостояние деформации профессионального правосознания, сделать это противостояние целенаправленным и эффективным.
Итак, если деформация — негативное отклонение от нормы, то, следовательно, деформация и норма — парные категории.
Мы бы сказали, что это разнополюсные точки одной оси.
Таким образом, / деформация профессионального правосознания следственньгх работников представляет собой нарушение, негативное отклонение j всех или нескольких компонентов структуры от определенной 1 нормы, при этом, компоненты того или иного явления — такие его структурные единицы, взаимодействие которых вызывает, порождает свойственные целому качественные особенности^.
В данном случае это означает, что деформация профессионального правосознания следователей ОВД не приобретала бы существенного негативного значения, если бы она не была связана • WИ ф

[Back]