Проверяемый текст
Коробка, Виктор Николаевич; Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел (Диссертация 1999)
[стр. 127]

Проявления спекулятивно-правового популизма в деятельности военнослужащих, а также в их вербальных реакциях, наблюдались нами в ходе проводимого исследования.
К числу подобных проявлений относятся: —ведомственно-корпоративные интересы, заключающиеся в стремлении любой ценой представить в выгодном свете результаты
работы ведомства, поддержать его престиж и обеспечить неуязвимость для критики; —узкогрупповые интересы работников подразделений, выражающиеся в стремлении представить в выгодном свете перед контролирующими органами результаты работы данного подразделения, + обеспечив его неуязвимость для критики; личные эгоистические интересы работника, его карьеристские устремления, а также мотивы защиты и сохранения собственного служебного статуса и соответствующих ему материальных благ, иными словами, стремление представить в выгодном свете перед своим начальником, надзорными и контролирующими инстанциями результаты собственной деятельности.
Одной из форм проявления деформации профессионального правосознания
сотрудников федеральных органов государственной охраны, по нашему мнению, является также нравственно-правовой конформизм.
Мы полагаем, что нравственно-правовой конформизм представляет собой такую форму деформации профессионального правосознания, которая характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием адекватной оценки правовых принципов, ценностей права и морали.
Проявления нравственно-правового конформизма наблюдаются: в расчете на покровительство и защиту со стороны вышестоящих инстанций и коллег по работе в случае того или иного проступка, уверенность в
"праве на ошибку", неизбежности нарушений законности и безнаказанности собственных противоправных действий;
[стр. 22]

^ Гойман В.
заказан, работа.
С.
3 — 4.
2 Баранов П.
П.
указан, соч.
С.
274.
^ Баранов П.
П.
указан, соч.
С.
280.
Политология.
Краткий энциклопедический словарь — справочник.
Ростов — на Дону.
1997.
С.
414.
Мы полагаем, что правовой радикализм (от лат.
radic^lis — коренной) — характеризует собой практического ориентацию сознания личности по отношению к праву, законам, правам граждан, иным правовым ценностям, направленную на принципиальные изменения з^азанных правовых объектов путем решительных, кардинальных действий.
Правовой радикализм следует рассматривать как в позитивном, так и в негативном аспектах.
(Учитывая тематику исследования, обратим внимание на последний аспект).
Негативно — правовой радикализм характеризуется крайне негативной сущностью, подобная форма является условной, она представляет собой искажение правового сознания, выражающееся ^ в крайне пренебрежительном или крайне негативном отношении ш личности следователя к праву, закону, иным правовым ценностям, i путем решительных, кардинальных (противоправных) действий./ Наиболее существенным признаком, отличающим данную форму от ‘ других известных форм деформации, является повышенная степень общественной опасности, проявляющаяся в формировании и реализации преступных замыслов конкретных сотрудников.
Следует отметить то, что негативно — правовой радикализм наиболее остро проявляется в обществе с нестабильным социально — экономическим положением, активизируется в условиях социально — экономических, социально — политических кризисов.
По нашему мнению, негативно — правовой радикализм следует различать в зависимости от его активности.
Анализ негативно ~ правового радикализма в содержательном аспекте позволяет говорить о таком его качестве, как маргинальность.
Нам представляется, что наиболее “мягкая” форма проявления негативно — правового радикализма изначально может наблюдаться в несформированности и пробельности правовых взглядов, знаний.
установок, представлений.
В этом случае негативно — правовой радикализм близок правовому инфантилизму, но не тождественен ему.
Различия заключаются в направленности мотиваций и степени общественной опасности.
2 \ 1.
Негативно — правовой радикализм 2.
Правовой инфантилизм щ (рис.
4) Несформированность профессионального правосознания достаточно распространенное явление среди личного состава следственных подразделений органов внутренних дел.
В современных условиях, когда в кадровых аппаратах МВД вопрос о приеме на слз^бу в органы внутренних дел поставлен на поток, когда и без этого малоэффективные способы и методы отбора кандидатов на службу не в состоянии справиться с поставленными задачами, приток лиц с несформированным правосознанием постоянно возрастает^ В этом случае проявление негативно — ^ Как показали результаты проведенного нами исследования, каждый седьмой испытуемый ранее в органах внутренних дел никогда не служил.
Каждый четвертый из опрошенных следователей служит в органах внутренних дел не более четырех лет.
Каждый шестой из опрошенных ранее следственной деятельностью не занимался, каждый четвертый из правового радикализма (его близость правовому инфантилизму) выражается не столько не в полноте правовых знаний сотрудников, что само по себе для следователей уже недопустимо, сколько в главном — в отсутствии позитивного отношения следователей к закону и другим правовым ценностям.
В то же время, негативно — правовой радикализм близко примыкает и к такой известной форме деформации правосознания , как правовой нигилизм (правовой негативизм).
Близость данных понятий основывается на том факте, что в обоих случаях искажение правового сознания выражается в активной противоправной тенденции личности.
В этом случае дефектность правового сознания следователей ^ проявляется в нигилистическом отношении к праву, закону, правам граждан, иным правовым ценностям в целом, при этом требования и запреты обретают устоявшийся формальный характер.
щ / ^Вк Негативно — правовой радикализм 2 12.
Правовой нигилизм (рис.
5) Представляется, что одной из форм проявления негативно — правового радикализма на данном уровне (близкой по содержанию опрошенных следователей трудится в занимаемой должности не более двух ДРТ щ правовому негативизму), по нашему мнению, может являться спекулятивно —правовой популизм.
Данная форма деформации ранее в юридической литературе не использовалась, потому остановимся на ней более подробно.
В научном обиходе известно применение термина “популизм” в политологаи.
Популизм (фр.
populisme, от лат.
populus — народ) — ориентация с^^ъектов политики на политические идеи широких масс, испытывающих неудовлетворенность от некоторых моментов реальности.
Различают популизм реальный и спекулятивный.
Последний характеризуется заигрыванием с основной массой населения на ^ уровне лозунгов с целью поднять авторитет и легитимность % субъекта политики Мы полагаем, что спекулятивно—правовой популизм представляет собой такую форму деформации гфофессионального правосознания, при которой профессиональная деятельность (расследование преступлений) направлена на оценку внешней стороны собственного труда, путем “выпячивания” его значимости, возвеличивания собственной роли, безотносительно к реальному содержанию.
т Проявления спекулятивно — правового популизма в деятельности следователей, а также в их вербальных реакциях, наблюдались нами в ходе проводимого исследования.
К числу подобных проявлений относятся: — ведомственно — корпоративные интересы, заключающиеся в стремлении любой ценой представить в выгодном свете результаты
’ Политология.
Краткий энциклопедический словарь—справочл^к.
Ростов-на-Дону, М., 1997.
С.
388.
работы ведомства, поддержать его престиж и обеспечить неуязвимость для критики;


[стр.,23]

— узкогрупповые интересы работников подразделений, выражающиеся в стремлении представить в выгодном свете перед контролирующими органами результаты работы данного подразделения, обеспечив его неуязвимость для критики; — — личные эгоистические интересы работника, его карьеристские устремления, а также мотивы защиты и сохранения собственного служебного статуса и соответствующих ему материальных благ, иными словами, стремление представить в выгодном свете перед своим начальником, надзорными и — f ко1ггролирующими инстанциями результаты собственной ^ деятельности.
Одной из форм проявления деформации профессионального правосознания
следственных работников, по нашему мнению, может являться нравственно — правовой конформизм.
Данная форма деформации ранее в юридической литературе не исследовалась.
Вместе с тем известно о применении термина “конформизм” в ряде общественных дисциплин^ Конформизм (лат.
konformis —подобный, сходный) — ^ приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений^.
Конформистское сознание и поведение интенсивно формируются в условиях тоталитарного и ’ См., например: Политология.
Краткий энциклопедический словарьсправочник.
Ростов —на— Дону, М., 1997.
С.
225.
2 Словарь иностранных слов.
М., 1989.
С.
258.
авторитарного политических режимов.
Главное в них — не высовываться, быть таким, как все^ Мы полагаем, что нравственно — правовой конформизм представляет собой такую форму деформации профессионального правосознания, которая характеризуется пассивным принятием существующего порядка, отсутствием адекватной оценки правовых принципов, ценностей права и морали.
Проявления нравственно — правового конформизма наблюдаются: — в расчете на покровительство и защиту со стороны вышестоящих инстанций и коллег по работе в случае того или иного проступка, уверенность в
“праве на ошибку”, неизбежности — # нарушений законности и безнаказанности собственных % противоправных действий; — в ориентации на некритическое подчинение любым требованиям, исходящим из вышестоящих инстанций и от влиятельных лиц, в податливости указаниям и давлениям, которые расходятся с законами, ведомственными приказами, должностными инструкциями.
— В этом случае актуальна точка зрения А.
Константинова.
Указанный автор справедливо считает, что “в подразделениях МВД постсоветской системы очень многое зависит от “коэффициента личной преданности” подчиненного по отношению к начальнику”, и далее А.
Константинов продолжает, “а что в России может быть хуже невзлюбившего тебя начальства?”Примечательно, что в ходе ’ Политология.
Краткий энциклопедический словарь — справочник.
Ростов-на-Дону, М., 1977.
С.
225.
2 Л.
Константинов.
Бандитский Петербург.
ФО-ДИО-ПРЕСС.
СанктПетербург, 1996 г.
С.
219, проведенного исследования, десятая часть опрошенных следователей высказала подобное мнение^.
Среди форм деформаций профессионального правосознания следственных работников наблюдаются и такие, которые основываются на представлении о собственной роли как “винтика” в правоохранительной системе, как субъекта, задача которого состоит преимущественно в реализации чисто исполнительских, технических элементов деятельности (феномен “исполнительского функционализма”).
В этом случае деформация проявляется в форме установки на правоохранительное бездействие, непринятие необходимых по закону мер.
Решающую роль при этом оказывает нацеленность сознания личности следователя “не действовать”, или, если не позволяет обстановка, действовать с минимальной затратой энергии (феномен “правоохранительного бездействия”).
Анализ деформации профессионального правосознания с учетом степени общественной опасности позволяет говорить о том, что крайней формой проявления негативно — правового радикализма является перерождение.
В этом случае негативно — правовой радикализм представляет собой завершенную форму искаженного правосознания, выражающуюся в крайне пренебрежительном отношении личности следователя к праву, закону, иным правовым ценностям, путем решительных, кардинальных (противоправных) действий.
Речь идет о совершении преступлений профессионалами правоохранительной деятельности, когда перерожденцами выступают уже не просто правовые нигилисты, преступившие закон ситуативно, например, под влиянием плохой организации См.: приложение.
труда {чрезмерная загруженность уголовными делами и т.
п.).
В этом случае негативно — правовой радикализм в завершенном виде характеризуется повышенной степенью общественной опасности и присущей ему мотивацией, выражающейся в квалифицирующих признаках (корысть, алчность, жестокость и др.).
Практика представляет нам следующие конкретные формы перерождения профессионального правосознания следователей органов внутренних дел: это совершение следователями органов BHyrpeifflHX дел так называемых общеуголовных преступлений, т.
е.
преступлений, не связанных с использованием своих служебных полномочий.
# Наибольшую часть поведенческих актов, свидетельствующих о перерождении профессионального правосознания следователей ОВД, составляют нарушения закона, совершаемые при выполнении правоохранительных функций и с использованием соответствующих полномочий.
Речь идет о ситуациях, когда следователи необоснованно арестовывают (задерживают в уголовно — процессуальном порядке, фальсифицируют материалы уголовных дел, берут взятки и т.
п.)Ч Общественное мнение, как показывает печать, остро осознает социальнзшз угрозу, исходящую от подобных проявлений, справедливо в целом связывая их корни прежде всего с ^ Факты подобных проявлений деформации, а так же последующих уродливых форм перерождения профессионального правосознания следственных работников ОВД, например, в форме сращивания с преступными элементами, а также с бюрократической местной властью достаточно наглядно проиллюстрированы современными авторами.
См.
например: Константинов А.
а К° Коррумпированный Петербург, фолио — Пресс.
Санкт-Петербург, 1997.
С.
108-203, 232, 240.
92 организацией работы органов внутренних дел и прокзфорского надзора.
Одной из самых уродливых форм перерождения профессионального правосознания следователей органов внутренних дел, является сращивание следователей с преступными элементами, в результате которого происходит предательство служебного долга.
К сращиванию с преступными элементами примыкает и явление, которое можно назвать сращиванием с бюрократической местной властью, сферой услуг и торговли, толкающим следователей органов внутренних дел на осуществление правоохранительных функций по принципу за услугу”.
Эта тактика сильнейшим образом деформирует правовое сознание следственных работников, заставляя их фальсифицировать материалы уголовных дел, выносить незаконные акты о прекращении уголовных дел, когда это необходимо заинтересованным лицам.
негативно — правовой радикализм Таким образом, анализ представленных форм деформации профессионального правосознания следственных работников позволяет сделать следующие выводы и классифицировать рассмотренные формы с учетом степени общественной опасности.
Степень общественной опасности (перерождение)

[Back]