Проверяемый текст
Коробка, Виктор Николаевич; Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел (Диссертация 1999)
[стр. 52]

упражнений и представляющий собой автоматизированные компоненты сознательной деятельности"1.
Навыки способствуют более качественному исполнению профессиональных функций, что очень важно в правоприменительной деятельности, реализуемой в ходе
предупреждения, выявления и пресечения противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты.
3.
Умение «это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков» или «владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции действий имеющимися у субъекта знаниями» .
В
структуре правовой психологии военнослужащего территориальных подразделений ФСО России необходимо акцентировать внимание на таких психологических качествах, как степень восприятия действительности, сосредоточенность на существенном, память, способность, характер индивида и иных психофизиологических чертах.
Так, характер
сотрудника является той его собирательной особенностью, которая интегрирует наиболее стабильные, взвешенные, сущностные стороны данного индивида.
В свете сказанного, особое значение имеет
степень внутреннего осознания сотрудником ФСО России значимости выполняемых служебных задач в соотношении с общей системой мер по обеспечению государственной безопасности, чувством служебного долга.
Сотрудник в процессе осуществления служебных функций должен реально осознавать ценностнополезные стороны (аспекты) своей специфической профессии, учитывать ее ответственный юридико-нравственный смысл, постоянно ориентироваться па12 1Чебышева В.В.
Психология трудового обучения.
М., 1983.
С.
40.
2См., например: Рубинштейн С.Л.
Бытие и сознание.
М., 1957.
С.
553554.,
Платонов К.К.
О системе психологии.
М., 1972.
С.
153., Мамардашвили М.К.
Эстетика мышления.
М., 2001.
С.
244., Общая психология.
Словарь.
// Под.
ред.
А.В.
Петровского.
М., 2005.
С.
251.
[стр. 5]

Одним из существенных обьектов, отражаемых правосознанием следователей, является детальная уголовнопроцессуальная регламентация прав и обязанностей ,\ица, осуществляющего расследование.
Поводы, основания, порядок возбуждения уголовного дела, его дальнейшее движение предопределяются нормами уголовно — процессуального законодательства.
Особенно подробно регламентируются вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности, избранием меры пресечения, окончанием предварительного следствия, составлением обвинительного заключения, прекращением уголовного дела.
В целом деята^ьность следователя и во многих других вопросах детально регламентируется нормами уголовно — процесссуального законодательства.
В соответствии со ст.
10 Федерального Закона Об оперативно — розыскной деятельности” следователи могут использовать в качестве доказательств резу.гштаты оперативно — розыскной деятельности “после их проверки в соответствии с уголовно — процессуальным законом” В ходе расследования сложных преступлений следователь взаимодействует с сотрудниками милиции и экспертами — криминалистами, опираясь на специфические формы и методы оперативно — розыскной деятельности.
Среди объектов, отражаемых правосознанием следователей, особое место принадлежит активности следственного труда, его напряженности и трудоемкости.
4 В функции лица, расследующего уголовное дело, входит быстрое и полное раскрытие преступления, изобличение виновных, пресечение их преступной деятельности, выявление при^шн и условий, способствовавших совершению престу1ъ\ения, принятие мер к их устранению.
В процессе расследования необходимо обеспечить правильное разрешение дела в суде, поэтому значительное место в следственной работе занимает сбор доказате.^ьств.
Ни одно доказательство не может быть помещено в уголовное дело помимо воли следователя.
К yгoлoвнo^гy делу могут приобщаться документы и предметы, имеющие доказательственное значение, т.
е.
несущие какую —либо полезную для следствия информацию.
Представляется, что доказательственное значение конкретной вещи, предмета, документа может бьггь обнаружено ^ Кожевников И.
Н.
Расследование преступлений.
Руководство для следователей.
М..
1997.
С.
4.
следователем только в результате активной мыслительной деятельности, в которую входят: восприятие доказательственного значения предъяа\енного предмета или документа; его оценка по внyтpeннe^^y убеждению, основанном на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
ь Правосознание — сложное структурное образование.
В философской литературе под структурой понимается “внутренняя организация целостной системы, представ.\яющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов”^.
Отличие структуры правосознания следователей органов внутренних дел от стрз/ктуры иных форм общественного сознания связано главным образом со спецификой отражения юридического бытия и той социальной ролью, которую выполняет правовое сознание следственных работников.
Как справед;шво указывает И.
Н.
Вопленко, “специфика стоящих перед следователем служебных задач, формы и методы деяте.\ьности, особенности реа-\изации уголовных и уголовно — процессуальных норм, дополненные ведомственными приказами и инструкциями, — все это налагает отпечаток своеобразия на идеологические и психологические компоненты следственного правосознания и позволяет отличать его от правосознания других представителей юридических специальностей (судьи, прокурора, адвоката и т.
д.)^.
Исследования структуры правосознания следственных работников органов внутренних дел на сегодняшний день представлены в сравнительно ^ Афанасьев В.
Г.
Системность и общество.
М., 1980.
С.
107.
2 Вопленко Н.
И.
Правосознание следователя и юридическая практика.
// Формирование профессиона.\ьных качеств следователя.
Волгоград, 1985.
С 91 небольшом аспекте^ кроме того, единого мнения по данной проблеме еще не сложилось.
Центральными элементами в структуре профессионального правосознания следственных работников яв.\яются правовая психология и правовая идеология, которые находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, существенно отличаясь др>т от друга.
f Правовая психология следователя является разновидностью социальной психологии, она складывается из взг,\ядов, настроений, чувств, переживаний, устремлений, порожденных особенностями служебной деятельности — расследованием престугь\ений и характеризует отношение следователя к праву, законности, различным правовым ситуациям.
Правовая психология следователя — сложное духовное образование, которое обнаруживает свою специфику через структурные элементы.
В правовой психологии следователя мы выделяем: во — первых, те элементы, которые являются связующим звеном между экорюмическими факторами и служебной деятельностью — расследованием преступлений (интересы, воля, цели, мотивы деяте^\ьности); во —вторых, относите/\ьно устойчивые элементы (привычки, традиции, предрассудки, убеждения); в — третьих, динамичные элементы (чувства, настроения); в — четвертых, элементы, влияющие на формирование правовой психологии (подражание, внушение).
Самой подвижной частью правовой психологии следователя являются правовые чувства, они всегда связаны с отношением следователя к праву, законности, различным правовым ситуациям.
Эти чувства активизируют не ’ См., например: Столовский В.
Л1.
Профессиона.’\ьное правосознание следователей органов внутренних дел.
М., 1978.
С.
33 — 51.
только правовое сознание, но и все сознание в целом.
Уровень развития правовых чувств и их устойчивость непосредственно связаны с уровнем развития всего правового и нравственного сознания.
Важной стороной правовой психологии следователя являются правовые настроения.
Правовые настроения могут побуждать следователя к правовой деятельности, соблюдению и уважению правовых предписаний или к их нарушению.
Они накладывают существенный отпечаток на все поведение следователя.
Правовые настроения отличаются от правовых чувств тем, что они носят более массовый характер, бывают значительно устойчивыми, но слабее проявляются^ Важными элементами правовой психологии являются правовые представления.
Они дают / определенное направление всей системе МВД, следственным ( подразделениям, отдельным сотрудникам этих подразделений, определяя их мировоззренческие позиции в правовой сфере.
Источниками правовых представлений следователей является, вопервых, многоканальная правовая информация, связанная с действующим правом, а также с правовым прошлым и будущим; во —вторых, осмысление собственного правового опыта.
При этом существенную роль здесь играют общая культура, жизненный опыт, особенность профессии, окружение^.
Элементами правовой психологии принято считать также профессиональные знания, навыки, умения.
1.
Профессиональные знания — система профессиональных понятий, усвоенных и применяемых специалистом в конкретной области.
^ См.: Соколов Н.
Я.
Профессионально сознание юристов.
М., 1988.
2 О правовых представлениях см.: Чефранов В.
А.
Правосознание как разновидность социального отражения.
Киев, 1976.
^ 2.
Навык определяется как “действие, автоматизирующееся в процессе своего формирования и становящееся операцией , как компонентом более сложного”^ и как “способы выполнения ^ действий, сложившиеся в результате упражнений и представляющие собой автоматизированные компоненты сознательной деятельности “2.
Навыки способствуют более качественному исполнению профессиональных функций, что очень важно в правоприменительной деятельности, реализуемой в ходе
расследования преступлений.
1.
Умение — “это способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на # основе ранее приобретенных знаний и навыков”^ или “владение

[стр.,6]

^ сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции действий имеющимися у субъекта знаниями’”^.
В
структзфе правовой психологии следователя необходимо акцентировать внимание на таких психологических качествах, как Ф степень восприятия действительности, сосредоточенность на существенном, память, способность, характер индивида и иных психофизиологических чертах.
Так .характер
следователя является ф той его собирательной особенностью, которая интегрирует наиболее стабильные, взвешенные, сущностные стороны данного индивида.
В свете сказанного особое значение имеет
характеристика следственных функций в соотношении с общей системой мер по ’ См.
например: Рубинштейн С.
Л.
Бытие и сознание.
М., 1957.
С.
553—
554; Платонов К.
К.
О системе психологаи.
М., 1972.
С.
153.
2 Чебышева В.
В.
Психология трудового обучения.
М., 1969.
С.
43.
3 4 Платонов К.
К.
Что изучает общественная психология.
М., 1971.
С.
154.
^ Ительсон Л.
Б.
Лекции по общей психологии.
Владимир, 1970.
С.
241.
5 ^ борьбе с преступностью, что позволяет осмыслить и степень уэовня соответствующего правосознания, и чувство служебного долга следственных сотрудников.
Носитель данного правосознания в ^ процессе осуществления служебных функций должен реально осознавать ценностно — полезные стороны (аспекты) своей специфической профессии, учитывать ее ответственный юридико — нравственный смысл, постоянно ориентироваться на принципы законности, справедливости, гуманизма, адекватные профессиональные интересы.
Особое место в структуре профессиона.льного правосознания следственных работников органов внутренних дел занимает ? правовая идеология.
Понятие “идеология” происходит от греч.
idea V — идея и logos — учение — “учение об идеях”.
Это система философских, научных, художественных, нравственных, политических, правовых, экономических, социологических ценностей и знаний о мире и роли человека в нем.
Идеология регулирует, интегрирует и направляет деяпельность индивидов во всех сферах жизни общества^.
Будучи составной частью социальной идеологии, правовая идеология, как важнейший структурный элемент правосознания, I отражает все нюансы переходного периода в России, который связан с отрицанием черт авторитарно — тоталитарного режима, с одной стороны, и поворотом курса на демократизацию общественной жизни, — с другой, т.е.
с ориентацией на \ станоа;\ение гражданского общества и правовой государстве1шость.
Противоречивое содержание политики, социальной идеологии, безусловно, достаточно сильно влияет на формирование ^ См.: ПОУШТОЛОГИЯ.
Краткий энциклопедический словарь —справочник.
Ростов-на-Дону, 1997.
С.
158-159 правовой идеологии на групповом и индивиАуа/\ьпом уровне и вносит соответствующие коррективы в общее содержание правосознания следователей.
В этой связи представляется необходимым обратить внимание на некоторые особенности современного состояния правовой идеологии, обусловленные, в частности, так называемой проблемой “деидеологизации” профессиональной юридической деятельности, включая и деятельность следователей.
Начало дискуссии по данному вопросу было положено в период так называемой перестройки (в середине 80 — х годов).
Речь шла о соотношении политического и правового статуса сотрудников правоохранительных органов, обусловленного в период острой политической и идеологической борьбы в советском обществе, дилеммой: каким образом должен действовать сотрудник (должностное лицо) вышеназванных органов при противоречии политических установок и требований юридических норм.
Политические амбиции зачастую захлестывали правовую целесообразность и четкие юридические правила поведения.
В политические игры, в борьбу за власть отдельные деятели пытались вовлечь и органы внутренних дел, сотрудникам которых нередко отдавались приказы и распоряжения по.\итического то.лка, явно противоречащие требованиям правовых принципов, конкретных законов и правовых норм.
I» Такая ситуация, в частности, имела место в октябре 1993 года, во время острого политического противостояния между президентской и парламентской властями, что поставило сотрудников правоохранительных органов не только в политический, но, прежде всего, в правовой тзгпик.
Органы внутренних дел все-таки сумели выйти из этой сложной политической ситуации с честью, поскольку осознавали себя частью государственного механизма.
Но сама проблема приобрела острый теоретический и практический аспекты.
? А.
П.
Окусов, обративший внимание на деонтологическую проблематику взаимоотношения политики и права, справедливо заметил по этому поводу, что “проблема законности и целесообразности, по — своему преломляясь в конкретной практике, решается в пользу закона”^.
Проецируя данный тезис на плоскость следственной деятельности, необходимо подчеркнуть, что следователи ОВД, выполняя свои функции в соответствии с законом, должны преломлять проблему законности и ? ф целесообразности в пользу законности.
В “Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации” по этому поводу # i сказано следующее: “При получении приказа или указания, явно противоречащему закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона”^.
! Таким образом, с правоохранительных органов была снята ‘щ всегда висевшая над ними ответственность за политическую интерпретацию закона в правоприменительной деятельности.
Выполнять закон необходимо во всех случаях, ориентируясь I единственно на обеспечение прав и свобод граждан, независимо от их вероисповедания, национальной принадлежности, правовых взглядов.
Вместе с тем, появились многочисленные рассуждения о несовместимости идеологии с правоохранительной деятельностью.
^ Окусов А.
П.
Введение в юридическую деонтологаю.
Ростов —на—Дону, 1995.
С.
54.
2 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
М., 1993 г.
С.
6.
25 ^ Идеологическая система — необходимый атрибут лк?бого государства.
Следователь органов внутренних дел, являясь должностным лицом и обладая государственно — властными ^ полномочиями, осуществляет расследование преступлений от имени государства.
В правоприменительной деятельности следователей органов внутренних дел идеология реализует познавательную и предписательную функции, представляет реальность в систематизированном виде.
Описание и объяснение реальности совершенного преступления сопровождается выработкой необходимых следственных действий.
Для следственньЕХ работников органов внутренних дел, как, Ф впрочем, и для сотрудников других служб аппарата МВД,

[Back]