Проверяемый текст
Коробка, Виктор Николаевич; Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел (Диссертация 1999)
[стр. 53]

принципы законности, справедливости, гуманизма, адекватные профессиональные интересы.
Особое место в структуре профессионального правосознания
военнослужащих занимает правовая идеология.
Будучи составной частью социальной идеологии, правовая идеология, как важнейший структурный элемент правосознания,
отражает все нюансы периода реформ в России.
Противоречивое содержание политики, социальной идеологии, безусловно, достаточно сильно влияет на формирование
правовой идеологии на групповом и индивидуальном уровне и вносит соответствующие коррективы в общее содержание правосознания военнослужащих ФСО России.
В этой связи представляется необходимым обратить внимание на некоторые особенности современного состояния правовой идеологии, обусловленные, в частности, так называемой проблемой
"деидеологизации" профессиональной деятельности сотрудников федеральных органов государственной охраны.
А.П.
Окусов, обративший внимание на деонтологическую проблематику взаимоотношения политики и права, справедливо заметил по этому поводу, что
«проблема законности и целесообразности, по своему преломляясь в конкретной практике, решается в пользу закона»1.
Проецируя данный тезис на плоскость служебной деятельности федеральных органов государственной охраны, необходимо подчеркнуть, что сотрудники ФСО России, выполняя свои функции в соответствии с законом, должны преломлять проблему законности и целесообразности в пользу законности.
Однако в данном случае в некоторое противоречие вступает положение Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, статья 31 которого гласит «подчиненный обязан беспрекословно выполнять приказы начальника, выполнив приказ, он может подать жалобу, если 1Окусов Л.Н Введение в юридическую деонтологию.
Ростов-на-Дону, 1995.
С.
54.
[стр. 6]

^ сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции действий имеющимися у субъекта знаниями’”^.
В структзфе правовой психологии следователя необходимо акцентировать внимание на таких психологических качествах, как Ф степень восприятия действительности, сосредоточенность на существенном, память, способность, характер индивида и иных психофизиологических чертах.
Так .характер следователя является ф той его собирательной особенностью, которая интегрирует наиболее стабильные, взвешенные, сущностные стороны данного индивида.
В свете сказанного особое значение имеет характеристика следственных функций в соотношении с общей системой мер по ’ См.
например: Рубинштейн С.
Л.
Бытие и сознание.
М., 1957.
С.
553— 554; Платонов К.
К.
О системе психологаи.
М., 1972.
С.
153.
2 Чебышева В.
В.
Психология трудового обучения.
М., 1969.
С.
43.
3 4 Платонов К.
К.
Что изучает общественная психология.
М., 1971.
С.
154.
^ Ительсон Л.
Б.
Лекции по общей психологии.
Владимир, 1970.
С.
241.
5 ^ борьбе с преступностью, что позволяет осмыслить и степень уэовня соответствующего правосознания, и чувство служебного долга следственных сотрудников.
Носитель данного правосознания в ^ процессе осуществления служебных функций должен реально осознавать ценностно — полезные стороны (аспекты) своей специфической профессии, учитывать ее ответственный юридико — нравственный смысл, постоянно ориентироваться на принципы законности, справедливости, гуманизма, адекватные профессиональные интересы.
Особое место в структуре профессиона.льного правосознания
следственных работников органов внутренних дел занимает ? правовая идеология.
Понятие “идеология” происходит от греч.
idea V — идея и logos — учение — “учение об идеях”.
Это система философских, научных, художественных, нравственных, политических, правовых, экономических, социологических ценностей и знаний о мире и роли человека в нем.
Идеология регулирует, интегрирует и направляет деяпельность индивидов во всех сферах жизни общества^.
Будучи составной частью социальной идеологии, правовая идеология, как важнейший структурный элемент правосознания,
I отражает все нюансы переходного периода в России, который связан с отрицанием черт авторитарно — тоталитарного режима, с одной стороны, и поворотом курса на демократизацию общественной жизни, — с другой, т.е.
с ориентацией на \ станоа;\ение гражданского общества и правовой государстве1шость.
Противоречивое содержание политики, социальной идеологии, безусловно, достаточно сильно влияет на формирование ^
См.: ПОУШТОЛОГИЯ.
Краткий энциклопедический словарь —справочник.
Ростов-на-Дону, 1997.
С.
158-159 правовой идеологии на групповом и индивиАуа/\ьпом уровне и вносит соответствующие коррективы в общее содержание правосознания следователей.
В этой связи представляется необходимым обратить внимание на некоторые особенности современного состояния правовой идеологии, обусловленные, в частности, так называемой проблемой
“деидеологизации” профессиональной юридической деятельности, включая и деятельность следователей.
Начало дискуссии по данному вопросу было положено в период так называемой перестройки (в середине 80 — х годов).
Речь шла о соотношении политического и правового статуса сотрудников правоохранительных органов, обусловленного в период острой политической и идеологической борьбы в советском обществе, дилеммой: каким образом должен действовать сотрудник (должностное лицо) вышеназванных органов при противоречии политических установок и требований юридических норм.
Политические амбиции зачастую захлестывали правовую целесообразность и четкие юридические правила поведения.
В политические игры, в борьбу за власть отдельные деятели пытались вовлечь и органы внутренних дел, сотрудникам которых нередко отдавались приказы и распоряжения по.\итического то.лка, явно противоречащие требованиям правовых принципов, конкретных законов и правовых норм.
I» Такая ситуация, в частности, имела место в октябре 1993 года, во время острого политического противостояния между президентской и парламентской властями, что поставило сотрудников правоохранительных органов не только в политический, но, прежде всего, в правовой тзгпик.
Органы внутренних дел все-таки сумели выйти из этой сложной политической ситуации с честью, поскольку осознавали себя частью государственного механизма.
Но сама проблема приобрела острый теоретический и практический аспекты.
? А.
П.
Окусов, обративший внимание на деонтологическую проблематику взаимоотношения политики и права, справедливо заметил по этому поводу, что
“проблема законности и целесообразности, по — своему преломляясь в конкретной практике, решается в пользу закона”^.
Проецируя данный тезис на плоскость следственной деятельности, необходимо подчеркнуть, что следователи ОВД, выполняя свои функции в соответствии с законом, должны преломлять проблему законности и ? ф целесообразности в пользу законности.
В “Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации” по этому поводу # i сказано следующее: “При получении приказа или указания, явно противоречащему закону, сотрудник органов внутренних дел обязан принять меры к исполнению закона”^.
! Таким образом, с правоохранительных органов была снята ‘щ всегда висевшая над ними ответственность за политическую интерпретацию закона в правоприменительной деятельности.
Выполнять закон необходимо во всех случаях, ориентируясь I единственно на обеспечение прав и свобод граждан, независимо от их вероисповедания, национальной принадлежности, правовых взглядов.
Вместе с тем, появились многочисленные рассуждения о несовместимости идеологии с правоохранительной деятельностью.
^ Окусов А.
П.
Введение в юридическую деонтологаю.
Ростов —на—Дону, 1995.
С.
54.
2 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
М., 1993 г.
С.
6.
25 ^ Идеологическая система — необходимый атрибут лк?бого государства.
Следователь органов внутренних дел, являясь должностным лицом и обладая государственно — властными ^ полномочиями, осуществляет расследование преступлений от имени государства.
В правоприменительной деятельности следователей органов внутренних дел идеология реализует познавательную и предписательную функции, представляет реальность в систематизированном виде.
Описание и объяснение реальности совершенного преступления сопровождается выработкой необходимых следственных действий.
Для следственньЕХ работников органов внутренних дел, как, Ф впрочем, и для сотрудников других служб аппарата МВД,

[Back]