Проверяемый текст
Коробка, Виктор Николаевич; Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел (Диссертация 1999)
[стр. 66]

Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, в 20052006 годах.
Автором было проанкетировано 320 военнослужащих, проходящих военную службу на территории Южного федерального округа.
Полученные в ходе исследования данные позволяют отметить следующие особенности.
Несмотря на
большой объем возложенных на подразделения служебных задач, «профессия» сотрудника ФСО России не может быть признана массовой.
Требования, предъявляемые к
военнослужащим территориальных подразделений ФСО России, настолько велики, что вызывают трудности в подборе и расстановке кадров.
В частности, напряженность
служебных задач определяет то положение, что в течение ряда лет женщины постоянно составляют меньшую часть из числа сотрудников подразделений.
Вместе с тем за последние несколько лет численность военнослужащих-женщин в федеральных органах государственной охраны заметно возросла.
Связано это прежде всего с переходом в состав Федеральной службы охраны Российской Федерации подразделений упраздненного Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, где большую часть составляли технические подразделения.
В проводимом нами исследовании численность
военнослужащих-женщин составила 16% от общего числа всех опрошенных.
Военнослужащие с высшим образованием в большинстве выпускники технических ВУЗов.
Связано это, прежде всего с тем, что большую часть личного состава составляют сотрудники технических и аналитических подразделений.
Однако если в начале девяностых годов с высшим образованием проходило военную службу в федеральных органах государственной охраны только 37,8 % сотрудников, то сегодня это число значительно больше.
В целом же, с высшим образованием в
подразделениях на территории Южного
[стр. 10]

— о качественной стороне правовых знаний, которыми обладают сегодня следователи ОВД; — — об отношении следственных работников к действующим правовым инстшутам; — / — о содержании правового мировоззрения следователей.
— В соответствии с задачами данного исследования, нами был ^ предпринят ана.\из некоторых социально—демографических характеристик следователей органов внутренних дел.
В настоящей работе изучались материалы, характеризующие деятельность следователей следственных отделов органов внутренних дел по г.
* Ростову—на—Дону и Ростовской области в 1996 —1997 годах.
Автором было проанкетировано около 400 следователей, что составило 33% от общеш числа следователей органов внутренних дел Ростовской области.
Полученные в ходе исследования данные позволяют отметить следующие особенности.
Несмотря на
бо.\ьшой об’ьем работы но расследованию преступлений, профессия следовате^ля не может быть признана массовой.
Требования, предъявляемые к
следовате,\ю профессией, настолько велики, что вызывают трудности в подборе и расстановке кадров.
В частности, напряженность
следственного труда определяет то положение, что в течение ряда лет женщины постоянно составляют меньше-то часть сотрудников следственных подразделений.
Вместе с тем за последние десять лет численность женщин— следователей ОВД заметно возросла.
В проводимом нами исследовании численность
женщин — следователей ОВД составила 24% от общего числа всех опрошенных II Следователи с высшем образованием в большинстве юристы.
Однако, если в семидесятые годы с высшим юридическим образованием в следствии работало только 0,5% следователей — специалистов (в проиь\ом инженеры, экономисты, педагоги), то сегодня это число значительно больше.
В целом же, с высшим образованием, включая
и неюридическое, в следственных подразделениях Ростовской области, из числа опрошенных трудится 69% следователей, 17% имеют то,\ько среднее специа.\ьное юридическое образование.
По возрасту следователи следственных подразделений органов ^ внутренних дел в своем большинстве не старше сорока лет.
Например, в ходе проводимого исследования было установлено, что среднестатистический возраст следователей Управления внутренних дел г.
Ростова — на — Дону состав-\яет 30,5 лет.
i В целом, тенденция к снижению возраста, “омоложение” следователей прослеживается с конца шестидесятых, начала семидесятых годов.
Наиболее стремительно эта тенденция проявилась с начала девяностых годов.
Щ По стажу работы в данной службе следственный аппарат является “очень молодым”.
По данным исследования, стаж работы в должности следователя до года — составляет 16% от общего числа опрошенных респондентов, от года до двух лет — 23%, от трех до четырех лет — 24%.
В целом, приведенные данные позволяют обнаружить определенные характеристики следственной профессии в современных условиях А именно: ее малую распространенность, высокую социальную значимость, большие требования, предъявляемые к морально —деловым качествам следователей, сложность и напряженность следственного труда.
? Сегодня следственный аппарат МВД обеспечивает расследование большей части уголовных дел (85%) с высокими показателями раскрываемости и качества предварительного следствия ^ Так в 1997 году следователями органов внутренних дел было расследовано более 2,5 млн.
уголовных дел^.
Являясь в целом структурным подразделением МВД РФ, следственные подразделения обладают определенной самостоятельностью в ^ основных вопросах своей деятельности.
Вместе с тем, сегодня на практике заметна тенденция ^ ограничивания процессуальной самостоятельности следователей.
Согласно ч.
2 ст.
30 Основ уголовного судопроизводства следователь правомочен осуществлять процессуальное руководство органом дознания — давать ему обязательные для исполнения I указания и поручения.
Но по службе следователь органов внутренних дел подчинен начальнику .отдела внутренних дел.
В этих ^ См., например: Статкус В.
Ответ “реформаторам”.
// Новое время.
1990.
№ 3.
С.
28-29 2 См.: “Щит и меч” № 33.
24 марта 1998.
С.
2.
If условиях нормы закона о правомочиях следователя в отношении органа дознания практически не реализуются.
Распространяемые время от времени ведомственные ц разъяснения ^ о том, что нача.\ьник органа внутренних дел должен блюсти самостоятельность следоватет^я и не вмешиваться в его процессуальную деятельность, но лишь выполнять его поручения и указания на деле оказывается лишь пожеланием.
По справедливому замечанию А.
М.
Ларина и В.
М.
Савицкого: “На самом деле орган дознания руководит следователем” Кроме начальника органа внутренних дел и его заместителя, следователь подчинен начальнику следственного отдела и • поднадзорен прокурору.
Законодатель признает за следователем право не соглашаться с указаниями прокурора по вопросам о привлечении .\ица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, о направлении дела для предания обвиняемого суду и о прекращении дела.
Однако на практике, как свидетельствует личный опыт, ма,\о кто из следователей органов внугренних дел осмеливается возражать прокурору.
В этом случае, как справедливо отмечает Н.
Л.
Гранат, следователь оказывается на положении бесправного подручного прокурора^.
’ См., например: Приказ МВД РФ № 197 от 15.
06.
92 “О неотложных мерах по улучшению деятельности следственных аппаратов ОВД”; Приказ МВД РФ № 107 от 08.
04.
94 “О дополнительных мерах по укреплению следственных подразделений ОВД”; Приказ МВД РФ № 334 от 10.
06.
96 “Об утверждении инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб ОВД в расследовании и раскрытии преступлений”.
^ Ларин А.
М., Савищий В.
М.
Каким быть следственному аппарату // Советское государство и право.
1991.
Ne 1.
С.
32.
^ Гранат Н.
Л.
Деформация профессионального сознания личности работников правоохранительных органов и возможности ее профилактики.
// Проб.\ема действия права в новых исторических условиях.
Труды Академии МВД РФ.
1993, С.
30-44 % Будучи организационно подчиненным руководству ор1анов внутренних дел (такое подчинение предполагает определенное морально — психологическое единство с милицейской службой), ^ следователь выступает вовне как представитель власти, пользуется полномочиями, прерогативами и льготами сотрудников милиции.
Деятельность следователя, как сотрудника органов внутренних дел, во многих случаях регламентирована нормами “Закона о милиции”.

[Back]