Проверяемый текст
Петров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России : (Проблемы теории и практики) (Диссертация 2000)
[стр. 82]

формы тела или частей его1.
Deformatio в переводе с латинского обозначает «искажение».
Большая советская энциклопедия, давая физическую характеристику понятия, отмечает, что под деформацией понимается «изменение формы и объема твердого тела, уклонение того или иного органа или предмета от нормальной формы».
Отечественная юридическая наука занимается исследованием деформации правосознания достаточно давно и, говоря сегодня о явлении «деформация правового сознания», нельзя опираться на научные разработки только последнего времени.
Весомую помощь в изучении этой проблемы могут оказать известные во всем мире взгляды и идеи русских ученыхправоведов конца XIX начала XX вв.

По нашему мнению, идеи представителей позитивистской, психологической и социологической школ права, таких как П.И.
Новгородцев, И.А.
Ильин, Л.И.
Петражицкий, С.Л.
Франк и других, остаются актуальными для
изучении деформации правового сознания и в настоящее время.
Так, значительный вклад в разработку теории правосознания и
изучении проблемы ее кризиса внес выдающийся русский юрист и.философ П.И.Новгородцев.
Рассмотрению динамики правосознания в западноевропейской мысли XVIII начала XX вв.
посвящен один из его главных трудов «Введение в философию права.
Кризис современного правосознания» (1909).' По мнению П.И.
Новгородцева, правосознание охватывает оценочные убеждения и установки ко всей системе политических и правовых отношений (идея правового государства и гражданского общества, принципы равенства и свободы, понятие личности), изменения которых свидетельствуют о кризисе правосознания.
Последний связан с кризисом идеи правового государства, с тем, что изначально преувеличивалась его роль и значение.
Автор считает, что для «одних этот
1Брокгауз Ф.А, Ефрон АС.
Энциклопедический словарь.
Петербург, 1893.
2См.: Новгородцев П.И.
Введение в философию права.
Кризис современного правосознания.
М., 1909.
[стр. 5]

года), научно-практической конференции “Проблемы нравственного воспитания сотрудников ОВД” (Чебоксары, 26 ноября 1999 года).
Результаты проведенного научного исследования поставлены на учет Правовым управлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ; отдельные рекомендации внедрены в практическую деятельность подразделений Управления по исполнению наказаний Минюста РФ по Чувашской Республике.
Структура диссертации определена характером исследуемых в ней проблем.
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и 8 приложений.
9 Глава I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕФОРМАЦИИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ.
1.1 Понятие деформации правового сознания.
В результате своей эволюции человеческое общество выработало различные способы регуляции социальных процессов.
Особое место среди них отведено праву, законодательству, правовой системе.
Однако непосредственное воздействие этих механизмов на социальные структуры и протекающие в них изменения происходит через особое связующее звено, именуемое в науке сознанием.
Человеческое сознание представляет собой определенную целостность и имеет сложную структуру.
Включенное в систему правового регулирования, оно имеет различные формы: политическое, нравственное, эстетическое и правовое.
Результаты правового регулирования, его эффективность во многом зависит от того, насколько развито сознание индивида и прежде всего такая его сторона, как правосознание.
Юридическая и философская науки, считая правосознание одной из форм сознания человека и общества, тем не менее до сих пор не выработали общепринятого определения данной категории.
В отечественной научной литературе советского периода эта категория оказалась опосредованной экономическим базисом и носила явно классовую окраску.
Современная наука, несмотря на явный прогресс в изучении этого явления, также склонна трактовать феномен правосознания несколько однобоко, что связано с повышением интереса к проблематике правового государства и прав человека.
Такое положение привело к тому, что не сложился единый подход к проблеме деформации правового сознания.
10 Несмотря на то, что проблеме деформации правового сознания не была посвящена специально ни одна монография, этот вопрос затрагивался учеными философами и правоведами нашей страны в рамках изучения проблемы правового сознания.
Условно можно выделить несколько этапов в этом процессе.
Первый дореволюционный (до 1917 года включительно).
В его рамках особое внимание на проблему деформации правового сознания обращала философия права, трактуя ее с философских, социологических позиций.
Второй этап с 1918 по конец 1960-х годов.
В этот период процесс изучения правового сознания осуществлялся без учета возможности его деформации.
Третий этап, начиная с 70-х годов и до сегодняшних дней, характеризуется повышенным интересом научных кругов не только к проблеме правосознания, но и к вопросам его деформации.
Особенно это заметно с конца 80-х годов, что было вызвано фактами массового проявления искаженного правосознания среди самых широких слоев населения нашей страны.
Говоря сегодня о явлении «деформация правового сознания», нельзя опираться на научные разработки только последнего времени.
Весомую помощь в изучении этой проблемы могут оказать известные во всем мире взгляды и идеи русских ученыхправоведов конца XIX начала XX вв.

К сожалению, их имена в нашей стране были незаслуженно преданы забвению.
По

[стр.,6]

нашему мнению, идеи представителей позитивистской, психологической и социологической школ права, таких как П.И.
Новгородцев, И.А.
Ильин, Л.И.
Петражицкий, С.Л.
Франк и других, остаются актуальными для
изучения деформации правового сознания и в настоящее время.
Так, значительный вклад в разработку теории правосознания и
изучения проблемы ее кризиса внес выдающийся русский юрист и философ, профессор Московского университета П.И.
Новгородцев.
Рассмотрению динамики правосознания в западноевропейской мысли XVIII начала XX вв.
посвящен один из его главных трудов «Введение в философию права.
Кризис современного правосознания» (1909) .
По мнению П.И.
Новгородцева, правосознание охватывает оценочные убеждения и установки ко всей системе политических и правовых отношений (идея правового государства и гражданского общества, принципы равенства и свободы, понятие личности), изменения которых свидетельствуют о кризисе правосознания.
Последний связан с кризисом идеи правового государства, с тем, что изначально преувеличивалась его роль и значение.
Автор считает, что для «одних этот
опыт служит поводом к отрицанию всякого значения права, для других он является свидетельством необходимости восполнить и подкрепить право новыми началами, расширить его содержание, поставить его в уровень с веком, требующим разрешения великих проблем» .
Новгородцев уверен, что кризис правосознания есть также следствие отставания положительных законов от движения истории и ее требований.
Вследствие этого в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями.
«В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для построения идеального права»3.
Все это ведет к необходимости «перевоспитания людей в духе новых общественных идей»4.
Взгляды Новгородцева о правосознании нашли отклик в трудах другого русского философа, представителя этико-нормативной теории права И.А.
Ильина.
В 1919 году он пишет один из самых значительных своих трудов «О 1 См.: Новгородцев П.И.
Введение в философию права.
Кризис современного правосознания.
М., 1909.

2 Новгородцев П.И.
Там же.
С.20.
3 Новгородцев П.И.
Лекции по истории философии права.
Учения нового времени.
XVI XIX вв.
-М., 1914.-С.
112.
4 Новгородцев П.И.
Введение в философию права.
Кризис современного правосознания.
М..
1909.-С.265.
12 сущности правосознания».
В отличие от предыдущего ученого, который трактует кризис правосознания в теоретико-правовом, концептуальном смысле, И.А.
Ильин в вышеуказанной работе говорит уже о дефектности правосознания с точки зрения его практического воплощения в жизни.
По его мнению, «уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по-своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право».
Общемировой кризис, ставший особенно ощутимым в начале XX века и вылившийся в поток неслыханных войн и небывалых революций, объясняется Ильиным в первую очередь кризисом правосознания.
«В истории человечества, пишет он, периодически бывает так, что дефекты и недуги правосознания подтачивают и расшатывают его верный строй и силу; а расшатанное правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которых оно не в состоянии выдержать»2.
Ученый отмечает, что правосознание отрывается от метафизического идеала от духовной, сверхклассовой природы государства и от духовно-сверхнациональных горизонтов права и разлагается от жадности, страха, злобы, мести и отчаяния .

[Back]