опыт служит поводом к отрицанию всякого значения права, для других он является свидетельством необходимости восполнить и подкрепить право новыми началами, расширить его содержание, поставить его в уровень с веком, требующим разрешения великих проблем»1, П.И. Новгородцев уверен, что кризис правосознания есть также процесс отставания положительных законов от движения истории и ее требований. Вследствие этого в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями. «В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для построения идеального права». Все это ведет к необходимости «перевоспитания людей в духе новых общественных идей».123 Взгляды П.И. Новгородцева о правосознании нашли отклик в трудах другого русского философа, представителя этико-нормативной теории права И.А. Ильина. В 1919 году он пишет один из самых значительных своих трудов «О сущности правосознания». В отличие от П.И. Новгородцева, который трактует кризис правосознания в теоретико-правовом, концептуальном смысле, И.А. Ильин в вышеуказанной работе говорит уже о дефектности правосознания с точки зрения его практического воплощения в жизни. По его словам «уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет только схему; пользуется ею по-своему, злоупотребляет ею и наполняет недостойным, извращенным содержанием; возникает неправо которое, однако, именуется «правом» и выдается за право».4 1Новгородцев П.И. Там же. С.20. 2Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI-XIX вв. М., 1914. С.112. 3Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1909. С.265. 4Ильин И.А. О сущности правосознания. Собр. соч. Т.4. М., 1994. С.213. |
нашему мнению, идеи представителей позитивистской, психологической и социологической школ права, таких как П.И. Новгородцев, И.А. Ильин, Л.И. Петражицкий, С.Л. Франк и других, остаются актуальными для изучения деформации правового сознания и в настоящее время. Так, значительный вклад в разработку теории правосознания и изучения проблемы ее кризиса внес выдающийся русский юрист и философ, профессор Московского университета П.И. Новгородцев. Рассмотрению динамики правосознания в западноевропейской мысли XVIII начала XX вв. посвящен один из его главных трудов «Введение в философию права. Кризис современного правосознания» (1909) . По мнению П.И. Новгородцева, правосознание охватывает оценочные убеждения и установки ко всей системе политических и правовых отношений (идея правового государства и гражданского общества, принципы равенства и свободы, понятие личности), изменения которых свидетельствуют о кризисе правосознания. Последний связан с кризисом идеи правового государства, с тем, что изначально преувеличивалась его роль и значение. Автор считает, что для «одних этот опыт служит поводом к отрицанию всякого значения права, для других он является свидетельством необходимости восполнить и подкрепить право новыми началами, расширить его содержание, поставить его в уровень с веком, требующим разрешения великих проблем» . Новгородцев уверен, что кризис правосознания есть также следствие отставания положительных законов от движения истории и ее требований. Вследствие этого в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями. «В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для построения идеального права»3. Все это ведет к необходимости «перевоспитания людей в духе новых общественных идей»4. Взгляды Новгородцева о правосознании нашли отклик в трудах другого русского философа, представителя этико-нормативной теории права И.А. Ильина. В 1919 году он пишет один из самых значительных своих трудов «О 1 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1909. 2 Новгородцев П.И. Там же. С.20. 3 Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права. Учения нового времени. XVI XIX вв. -М., 1914.-С. 112. 4 Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М.. 1909.-С.265. 12 сущности правосознания». В отличие от предыдущего ученого, который трактует кризис правосознания в теоретико-правовом, концептуальном смысле, И.А. Ильин в вышеуказанной работе говорит уже о дефектности правосознания с точки зрения его практического воплощения в жизни. По его мнению, «уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по-своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право». Общемировой кризис, ставший особенно ощутимым в начале XX века и вылившийся в поток неслыханных войн и небывалых революций, объясняется Ильиным в первую очередь кризисом правосознания. «В истории человечества, пишет он, периодически бывает так, что дефекты и недуги правосознания подтачивают и расшатывают его верный строй и силу; а расшатанное правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которых оно не в состоянии выдержать»2. Ученый отмечает, что правосознание отрывается от метафизического идеала от духовной, сверхклассовой природы государства и от духовно-сверхнациональных горизонтов права и разлагается от жадности, страха, злобы, мести и отчаяния . |