Проверяемый текст
Петров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России : (Проблемы теории и практики) (Диссертация 2000)
[стр. 84]

Общемировой кризис, ставший особенно ощутимый в начале XX века вылившийся в поток неслыханных войн и небывалых революций, связан И.А.
Ильиным в первую очередь с кризисом правосознания.
«В истории человечества, пишет он, периодически бывает так, что дефекты и недуги
права подтачивают и расшатывают его верный строй и силу; а правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которые не в состоянии выдержать».
И.А.
Ильин говорит о двух видах правосознания естественном и положительном.
Кризис правосознания, на его взгляд, в первую очередь связан с различием между ними.
«При всех случаях расхождения положительное право есть суррогат естественного,
если это расхождение обострено до конфликта, то положительное право может предстать сознанием «ложного» права, лже-права...
Наступает более или менее глубокий кризис правосознания».1 Интересна постановка и решение
И.А.
Ильиным проблемы аксиом ^ _ _ правосознания," ибо их дефекты порождают его деформацию.
На его взгляд, первой аксиомой является закон духовного достоинства, без которого немыслима борьба за право, политическое самоуправление и национальную независимость.
Недостаток духовного достоинства «дефект самостоятельности и дефект предметности делает правосознание зыбким и шатким, жизненно
слабым»123.
Вторая аксиома закон автономии, определяет способность человека к духовной самодисциплине.
«Человек, лишенный чувства автономности, блюдет порядок только под давлением чужой воли».4 Под третьей аксиомой
И.А.
Ильин понимает закон взаимного признания.
Человек обязан духовно признавать других людей, уважать и доверять им, ибо без этого нельзя говорить о каком-либо правосознании.
Он пишет, что
1Ильин И.А.
Указ.
соч.
С.
212.
2Под аксиомой правосознания ученый понимает ее основные истины, которым в реальной жизни соответствуют основные способы бытия.
3Там
же.
С.325.
4Там же.
С.349.
[стр. 6]

нашему мнению, идеи представителей позитивистской, психологической и социологической школ права, таких как П.И.
Новгородцев, И.А.
Ильин, Л.И.
Петражицкий, С.Л.
Франк и других, остаются актуальными для изучения деформации правового сознания и в настоящее время.
Так, значительный вклад в разработку теории правосознания и изучения проблемы ее кризиса внес выдающийся русский юрист и философ, профессор Московского университета П.И.
Новгородцев.
Рассмотрению динамики правосознания в западноевропейской мысли XVIII начала XX вв.
посвящен один из его главных трудов «Введение в философию права.
Кризис современного правосознания» (1909) .
По мнению П.И.
Новгородцева, правосознание охватывает оценочные убеждения и установки ко всей системе политических и правовых отношений (идея правового государства и гражданского общества, принципы равенства и свободы, понятие личности), изменения которых свидетельствуют о кризисе правосознания.
Последний связан с кризисом идеи правового государства, с тем, что изначально преувеличивалась его роль и значение.
Автор считает, что для «одних этот опыт служит поводом к отрицанию всякого значения права, для других он является свидетельством необходимости восполнить и подкрепить право новыми началами, расширить его содержание, поставить его в уровень с веком, требующим разрешения великих проблем» .
Новгородцев уверен, что кризис правосознания есть также следствие отставания положительных законов от движения истории и ее требований.
Вследствие этого в жизни постоянно и неизбежно возникают конфликты между старым порядком и новыми прогрессивными стремлениями.
«В самом течении исторической жизни мы открываем зародыш новых отношений, а вместе с тем и основания для построения идеального права»3.
Все это ведет к необходимости «перевоспитания людей в духе новых общественных идей»4.
Взгляды Новгородцева о правосознании нашли отклик в трудах другого русского философа, представителя этико-нормативной теории права И.А.
Ильина.
В 1919 году он пишет один из самых значительных своих трудов «О 1 См.: Новгородцев П.И.
Введение в философию права.
Кризис современного правосознания.
М., 1909.
2 Новгородцев П.И.
Там же.
С.20.
3 Новгородцев П.И.
Лекции по истории философии права.
Учения нового времени.
XVI XIX вв.
-М., 1914.-С.
112.
4 Новгородцев П.И.
Введение в философию права.
Кризис современного правосознания.
М..
1909.-С.265.
12 сущности правосознания».
В отличие от предыдущего ученого, который трактует кризис правосознания в теоретико-правовом, концептуальном смысле, И.А.
Ильин в вышеуказанной работе говорит уже о дефектности правосознания с точки зрения его практического воплощения в жизни.
По его мнению, «уродливое, извращенное правосознание остается правосознанием, но извращает свое содержание; оно обращается к идее права, но берет от нее лишь схему; пользуется ею по-своему, злоупотребляет ею и наполняет ее недостойным, извращенным содержанием; возникает неправовое право, которое, однако, именуется «правом» и выдается за право».
Общемировой кризис, ставший особенно ощутимым в начале XX века и вылившийся в поток неслыханных войн и небывалых революций, объясняется Ильиным в первую очередь кризисом правосознания.
«В истории человечества, пишет он, периодически бывает так, что дефекты и недуги
правосознания подтачивают и расшатывают его верный строй и силу; а расшатанное правосознание само ускоряет наступление острых испытаний, которых оно не в состоянии выдержать»2.
Ученый отмечает, что правосознание отрывается от метафизического идеала от духовной, сверхклассовой природы государства и от духовно-сверхнациональных горизонтов права и разлагается от жадности, страха, злобы, мести и отчаяния .


[стр.,7]

И.А.
Ильин говорит о двух видах правосознания естественном и положительном.
Кризис правосознания, на его взгляд, в первую очередь связан с различием между ними.
«При всех случаях расхождения положительное право есть суррогат естественного,
и если это расхождение обостряется до конфликта, то положительное право может предстать сознанию в роли 1 Ильин И.А.
О сущности правосознания.
Собр.
соч.
Т.4.
М.,1994.
С.
156.
2 Ильин И.А.
Основные задачи правоведения в России // Ильин И.А.
Родина и мы.
Смоленск, 1995.-С.
164.
3 См.: Там же.-С.
167, 174.
13 «ложного» права, лже-права… Наступает более или менее глубокий кризис правосознания».
Интересна постановка и решение
Ильиным проблемы аксиом •л правосознания , ибо их дефекты вызывают его деформацию.
На его взгляд, первой аксиомой является закон духовного достоинства, без которого немыслима борьба за право, политическое самоуправление и национальную независимость.
Недостаток духовного достоинства — «дефект самостоятельности и дефект предметности делает правосознание зыбким и шатким, жизненно
слабым»3.
Вторая аксиома закон автономии, определяет способность человека к духовной самодисциплине.
«Человек, лишенный чувства автономности, блюдет порядок только под давлением чужой воли».4 Под третьей аксиомой
Ильин понимает закон взаимного признания.
Человек обязан духовно признавать других людей, уважать и доверять им, ибо без этого нельзя говорить о каком-либо правосознании.
Он пишет, что
правосознание «имеет каждый, кто сознает, что кроме него на свете есть другие люди»5.
Ильин говорит о двух категориях лиц с деформированным правосознанием.
«Одни не признают право лишь отчасти, из наивно корыстных побуждений, другие отрицают право принципиально, по сознательному или инстинктивному идеализму, избегающему жизненных компромиссов» .
Этим недугом правосознания, по мнению автора, страдают практически все граждане7.
Наконец, философ достаточно негативно отзывается о проявлениях революционного правосознания.
Он видит в нем «глубокий и опасный недуг духа», который состоит в отрыве от права, государства и власти и вслед за тем 1 Ильин И.А.
О сущности правосознания.
Собр.
соч.
Т.4.
М.,1994.
С.
212.
2 Под аксиомами правосознания ученый понимает ее основные истины, которым в реальной жизни соответствуют основные способы бытия.
3
Ильин И.А.
О сущности правосознания.
Собр.
соч.
Т.4.
М.,1994.
С.
325.
4 Там же.-С.349.
5 Там же.-С.
157-158.
6 Там же.-С.
182.
7Там же.-С.
183.
14 и в отрыве от воли, от цели права.
«Революционное правосознание есть больное и вырождающееся, ибо теряет свою автономность» .
Несомненным достоинством его учения о правосознании является то, что, в отличие от многих его современников, он не только констатирует кризис правосознания, но и ищет пути выхода из него.

[Back]