Проверяемый текст
Петров, Владислав Руфович; Деформация правосознания граждан России : (Проблемы теории и практики) (Диссертация 2000)
[стр. 86]

возможно распространение права, основанного не на справедливости1.
Именно это чувство (справедливость) призвано регулировать конфликт между позитивным и интуитивным правом (то есть правосознанием)12.
Представляют интерес взгляды на природу сознания дореволюционной интеллигенции русского религиозного философа и психолога С.Л.
Франка.
В 1909
году в сборнике «Вехи» выходит его статья «Этика нигилизма», в которой он говорит о нигилизме, как о характерной черте русского сознания.
Это негативное явление он понимает как «отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей»3,
достижении цели неправовыми средствами.
Нигилизм в русском сознании, по
С.Л.
Франку, проявляется в безграничном морализме русской души, в которой нет места теоретическим, эстетическим, религиозны ценностям.
Этот нигилизм обладает безграничной властью над сознанием.
Причину этого автор видит «не только в одном лишь установлении нравственной обязанности служения народному благу», но и связывает «с мечтой или верой, что цель нравственных усилий счастье народа может быть осуществлена...
в абсолютной форме»4.
Франк считает, что причиной кризиса сознания русского интеллигента является отход от религиозного миросозерцания.
По-другому к проблеме правового сознания подходит
Л.Е.
Стучка, который различает право и правовую идеологию, право и правосознание.
Однако в своих трудах он
не затрагивает проблему деформации правового сознания, хотя отмечает, что в первые послереволюционные годы работники юридического аппарата советского государства практически не обладали 1По Л.И.
Петражицкому, справедливость составляет основу интуитивного права (правосознания).

2Петражицкий Л.И.
Указ.
соч.
С.507-508.
3Франк С.Л.
Этика нигилизма.
// Вехи.
Из глубины.
М., 1991.
С.
173
4Там же.
С.
177.
[стр. 8]

И.А.
Ильин подчеркивает невозможность толкования правосознания в категориях субъективного интуитивизма, как это делал Л.И.
Петражицкий.
Известный русский ученый-юрист Л.И.
Петражицкий не высказывает различий между правом и индивидуальным правосознанием.
Кроме того, понятием права он охватывает «все те, еще более многочисленные императивно-атрибутивные переживания и нормы, которые относятся к отраслям жизни и поведения, находящимся вне сферы ведения и вмешательства со стороны государственных законов, судов и иных официальных учреждений и начальства»2.
По сути, разграничивая позитивное и интуитивное право, Л.И.
Петражицкий сводит правосознание индивида к последнему.
Автор не говорит напрямую о деформации правового сознания, однако указывает на то, что в условиях «неразумного», «злокачественного» позитивного права возможно распространение права, основанного не на справедливости3.
Именно это чувство (справедливость) призвано регулировать конфликт между позитивным и интуитивным правом (то есть правосознанием) .
Представляют интерес взгляды на природу сознания дореволюционной интеллигенции русского религиозного философа и психолога С.Л.
Франка.
В 1
Ильин И.А.
О сущности правосознания.
Собр.
соч.
Т.4.
М.,1994.
С.
186.
2 Петражицкий Л.И.
Теория права и государства в связи с теорией нравственности.
СПб., 1909.-С.88.
3 По Л.И.
Петражицкому, справедливость составляет основу интуитивного права (правосознания).

4 Петражицкий Л.И.
Теория права и государства в связи с теорией нравственности.
СПб., 1909.-С.507-508.
15 1909 году в сборнике «Вехи» выходит его статья «Этика нигилизма», в которой он говорит о нигилизме как о характерной черте русского сознания.
Это негативное явление он понимает как «отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей» ,
достижение цели неправовыми средствами.
Нигилизм в русском сознании, по
Франку, проявляется в безграничном морализме русской души, в которой нет места теоретическим, эстетическим, религиозным ценностям.
Этот нигилизм обладает безграничной властью над сознанием.
Причину этого автор видит «не только в одном лишь установлении нравственной обязанности служения народному благу», но и связывает «с мечтой или верой, что цель нравственных усилий счастье народа может быть осуществлена… в абсолютной форме».
Франк считает, что причиной кризиса сознания русского интеллигента является отход от религиозного миросозерцания.
По-другому к проблеме правового сознания подходит
П.Е.
Стучка, который различает право и правовую идеологию, право и правосознание.
Однако в своих трудах он
вообще не затрагивает проблему деформации правового сознания, хотя отмечает, что в первые послереволюционные годы работники юридического аппарата советского государства практически не обладали правосознанием, что связано с отсутствием развитой системы права в молодом государстве3.
В дальнейшем, вплоть до конца 60-х годов, в нашей стране в рамках марксистской теории права бытовало представление о невозможности деформации правового сознания в развитом общественном социалистическом сознании.
Однако ряд исследователей, начиная с 70-х годов, указывают в своих трудах на возможность некоторых дефектов его проявления в индивидуальном сознании.
1 ФранкС.Л.
Этика нигилизма//Вехи.
Из глубины.
М., 1991.-С.173.

2 Там же.
-С.177.
3 Стучка П.И.
13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права.
Госюриздат, 1931.
—С.
38

[Back]