процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения); 6) семиотический (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой); 7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) [101-105]. Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах как освоение личностью социокультурных ценностей, и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми. Опираясь на концепцию А.А.Леонтьева [322] и его анализ общения как деятельности и обозначая его как «коммуникативную деятельность», рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы то, ради чего предпринимается общение; действия общения единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении инициативные и ответные); задачи общения та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных актов» [334]. Каждый такой «сопряженный акт» это 161 |
2. Принцип полисубъектности, демонстрирующий межличностное общение как основу для взаимодействия на групповом, межгрупповом, массово-групповом и других уровнях, выдвигающий тем самым в качестве субъекта общения не только личность, но и социальную группу. 3. Принцип деятельностного опосредования — общение рассматривается как своеобразная коммуникативная деятельность. Интерпретируя общение как деятельность, мы опираемся на концепцию деятельности, разработанную А. Н. Леонтьевым и развиваемую в работах А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. С точки зрения названной концепции М. И. Лисина предлагает выделять в коммуникативной деятельности — общении — следующие компоненты: предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — как стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы — то, ради чего предпринимается общение; действия общения — единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия, задачи общения — цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой; средства общения — операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения: — изменение психологической дистанции во взаимоотношениях; — новый уровень развития взаимоотношений; — избирательность в отношениях; — образ самого себя; 32 1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией); 2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации); 3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания); 4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями); 5) "нормативный" (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения); 6) "семиотический" (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой); 7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками). Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми. Рассмотрение проблем общения осложняется различием трактовок самого понятия "общение". Так, А. С. Золотнякова понимала общение как социальнои личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение она видела как процесс передачи нормативных ценностей. Вместе с тем она подавала "общение" как "социальный процесс, через который общество влияет на индивида". Если соединить эти два положения, то можно увидеть, что для нее общение было процессом коммуникативно-регулятивным, в котором не только передается сумма социальных ценностей, но и регулируется их усвоение социальной системой. А. А. Бодалев предлагает рассматривать общение как "взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми". 40 Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "коммуникативную деятельность", рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект; потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение; действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные); задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; продукт общения — это образования материального и духовного' характера, создающиеся в итоге общения. Процесс коммуникативной деятельности строится как "система сопряженных актов" (Б. Ф. Ломов). Каждый такой "сопряженный акт" — это взаимодействие двух субъектов, двух наделенных способностью к инициативному общению людей. В этом проявляется, согласно М. М. Бахтину, диалогичность коммуникативной деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации "сопряженных актов". Таким образом, диалог — это реальная единица коммуникативной деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет роль не просто субъекта общения, но и субъекта — организатора коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать отдельная личность, группа людей, масса. Общение субъекта-организатора с другим человеком определяется как межличностный уровень коммуникативной Деятельности, а общение с группой (коллективом) — как личностно45 |