Проверяемый текст
Социальная психология: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997
[стр. 169]

«игровой опыт» характеристика игровой коммуникативной компетентности личности играющего.
Системообразующим признаком является игровая деятельность,
организационно-технологический принцип функционирования системы имеет несколько модификаций.
В одном случае он выступает как принцип состязательности (система «игра» существует как форма свободного социокультурного творческого поведения и общения), в другом как принцип ритуализации (игра становится обрядом), в третьем как принцип зрелищности (игра приобретает форму сценического действия), в четвертом как принцип маскировки поведения (игра как карнавал, в котором жизнь становится особой игрой).
Сферой, где эти модификации игровых ситуаций интегрируются в единую целостность, является сфера праздничного общения.
В праздничном общении, действительно, возможно
многообразие форм игрового общения.
В основу психосоциологической концепции общения положено признание его игровой природы,
что дает основание рассматривать общение как единство, причем интегративное единство социотехнических и психотехнических действий.
В каждой игре перед социальным субъектом общения встают одновременно две группы задач:
^социальные и коммуникативноорганизационные, т.е.
задачи на выбор темы игры, определение состава участников, определение содержания игрового действия, распределение игровых ролей;
2) психотехнические или исполнительские, т.е.
технические задачи исполнения игровой роли.
Наличие двух групп задач определяет две линии действий в общении, которое предстает перед исследователем не как феномен только психологии и социологии, а как психосоциальное явление, где личность как субъект общения, территориальная общность как субъект общения (и все ее модальности) выступают в единстве их социальных и психологических качеств.
Сам же акт общения становится действительной формой интрагенного поведения, в котором
«игра является генеральной формой поведения: все формы экстрагенного поведения могут составить содержание игры.
169
[стр. 161]

"игровые действия" — способы физической и интеллектуальной активности в соответствии с игровыми нормами поведения людей, взявших на себя игровые роли; "игровой алгоритм" — порядох'исп.олнения игровых действий в соответствии с игровыми нормами; "игровое пространство" — физическое пространство, обеспечивающее условия для исполнения игровых действий; "игровые препятствия" — своеобразные барьеры, требующие импровизации и инициативы при достижении поставленной цели; "игровую цель" — смыслообразующий фактор игровых действий; "игровой код" — язык, систему правил его использования в игровом взаимодействии; "игровой опыт" — характеристику игровой коммуникативной компетентности личности играющего.
Системообразующим признаком является игровая деятельность,
а организационно-технологический принцип функционирования системы имеет несколько модификаций.
В одном случае он выступает как принцип состязательности (система "игра" существует как форма свободного социокультурного творческого поведения и общения),-в другом — как принцип ритуализации (игра становится обрядом), в третьем — как принцип зрелищности (игра приобретает форму сценического действия), в четвертом — как принцип маскировки поведения (игра как карнавал, в котором жизнь становится особой игрой).
Сферой, где эти модификации игровых ситуаций интегрируются в единую целостность, является сфера праздничного общения, В праздничном общении, действительно, возможно
существование многообразия форм игрового общения личностей.
В основу психосоциологической концепции общения положено признание его игровой природы.

Это дает основание рассматривать общение как единство, причем интегративное единство, социотехнических и психотехнических действий.
В каждой игре перед социальным субъектом общения встают одновременно две группы задач:
1) социальные и коммуникативно-организационные, т.
е.
задачи на выбор темы игры, определение состава участников, определение содержания игрового действия, распределение игровых ролей;
6 Социальная психология \§\

[стр.,162]

2) психотехнические или исполнительские, т.
е.
технические задачи исполнения игровой роли.
Наличие двух групп задач определяет две линии действий в общении, которое предстает перед исследователем не как феномен только психологии и социологии, а как психосоциальное явление, где личность1 как субъект общения, территориальная общность как субъект общения (и все ее модальности) выступают в единстве их социальных и психологических качеств.
Сам же акт общения становится действительной формой интрагенногоповедения, в котором,
по мнению Д.
Н.
Узнадзе, "игра является генеральной формой поведения: все формы экстрагенного поведения могут составить содержание игры".
Такое общение способно разрешить социопсихологические и психологические конфликты, возникающие в экстрагенной деятельности.
Ситуативная конфликтность как изначальное условие игрового общения, а точнее, социально-конвенциональный фактор игры определяет динамическую природу социотехнических и психотехнических действий в общении.
Социально-психологическая природа конфликта такова, что при разрешении игрового конфликта могут возникнуть организационные.
Организационные конфликты могут иметь вид не только открытого столкновения, но и всякого рода споров, разногласий во мнениях и т.
д.
Их разрешение требует актуализации5 социальных и психологических качеств субъекта общения.
Мобилизация социального и психологического уровней готовности к общению в критических ситуациях (в игре их возникает целая цепь) превращает сам факт такого общения в своеобразный социально-психологический тренинг.
Интрагенный характер такого тренинга как бы "сглаживает" кратковременные критические ситуации и преобразует общение в ту составляющую образа жизни, потребность в которой социальный субъект ощущает постоянно.
Эта потребность становится онтологической проблемой в синтезе с гносеологическими аспектами социогенеза субъектов.
В единстве онтологической и гносеологической проблематики образа жизни общение предстает как объект психосоциологии.
Однако, обосновав ролевую теорию и теорию социальных игр в качестве концептуальных для психосоциологии, необходимо представить ее третье теоретическое основание — теорию кризисов.
162

[Back]