Проверяемый текст
[стр. 24]

многими (несколькими, двумя) субъектами, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Это значит, что общение есть практическая активность субъекта, направленная на
другие субъекты и не превращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующаяся на них как на субъекты.
Общение имеет место, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком,
видит в нем себе подобного и себе равного и готов на обмен идеями, взглядами, мнениями.
Общение может быть персонифицированным или анонимным, целенаправленным на результат или без ярко выраженного результата.
Как указывает А.Н.
Леонтьев,
общение может принимать форму квазиобщения [313-322].
В этом отношении «общением» можно было бы назвать общение субъекта с субъектом.
Объект выступает не как «вещь в себе», а как «вещь для меня», как «очеловеченная вещь», вторгшаяся в жизненный опыт субъекта и в нем получившая свое ценностное значение (или ценностный смысл).
Общение может развертываться на разных уровнях физическом и психическом, материальном и духовном.
Если общение в прямом и точном смысле этого слова есть контакт человека с другим человеком, то в переносном смысле можно говорить и об общении человека с природой, и о его общении в социуме и с самим собой.
В общении происходит взаимодействие людей как субъектов, и этим определяется органичность данного вида человеческой деятельности.
Вот почему в аксиологическом аспекте субъекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует на него как некая ценность.
Эту двустороннюю связь мы и можем назвать общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным.
Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте «общение» субъекта и объекта имеет чисто духовный характер.
Общение имеет место только тогда, когда с помощью
некого языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается 24
[стр. 12]

И все же Б.Ф.Ломов [172] имел основания утверждать, что "неверно рассматривать проблему общения только как исключительно принадлежащую социальной психологии", ибо в пределах комплекса психологических наук эта проблема интересует и психологию труда, и психологию управления, и инженерную психологию, и медицинскую, и педагогическую, "в которой проблема общения является одной из центральных", и психолингвистику, и, наконец, общую теорию психологии.
Действительно, психология общения охватывает и круг вопросов, никак не вмещающихся в социально-психологическую проблематику; эти вопросы весьма активно исследовались на протяжении двух-трех последних десятилетий советскими психологами.
Достаточно отметить, что Б.Г.Ананьев [6] признал общение одним го трех основных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием.
Примечательно, что сама триада ведущих видов деятельности была выделена в советской психологии еще в 30-е годы Л.С.Выготским [73], но в ней значилось не общение, а конкретная его форма игра как ведущий вид деятельности ребенка Б.Г.Ананьев [6] существенно расширил представление об этом "третьем" виде деятельности, определив его как общение людей.
Другой советский психолог А.Н.Леонтьев считал общение и труд двумя основными видами человеческой деятельности.
Общение как деятельность играет важную роль во всех видах деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки систем ценностей.
К.Обуховский [202] отмечал, что проблема общения не сводится ни к социальнопсихологической ее интерпретации, ни к психологическим закономерностям воспитания человека человеком, а является широкой философскоантропологической проблемой.
Существенно, прежде всего, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие, поскольку оно осуществляется между многими, несколькими, двумя субъектами, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Это значит, что общение есть практическая активность субъекта, направленная на
других субъ12

[стр.,13]

ектов и не превращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующая на них как на субъекты.
Общение имеет место, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком,
ввдит в нем себе подобного и себе равного и готов на обмен идеями, взглядами, мнениями.
Общение может быть персонифицированным или анонимным, целенаправленным на результат или без ярко выраженного результата.
Как указывает А.Н.Леонтьев
[154], общение может принимать форму квазиобщения.
В этом отношении можно было бы назвать ’’общением" общение субъекта с субъектом.
Объект выступает не как "вещь в себе”, а как "вещь для меня”, как "очеловеченная вещь”, вторгшаяся в жизненный опыт субъекта и в нем получившая свое ценностное значение (или ценностный смысл).
Общение может развертываться на разных уровнях —физическом и психическом, материальном и духовном.
Если общение в прямом и точном смысле этого слова есть контакт человека с другим человеком, то в переносном смысле можно говорить и об общении человека с природой, и о его общении в социуме и с самим собой.
В общении происходит взаимодействие людей как субъектов, и этим определяется органичность данного вида человеческой деятельности.
Вот почему в аксиологическом аспекте субъекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует на него как некая ценность.
Эту двустороннюю связь мы и можем назвать общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным.
Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте "общение” субъекта и объекта имеет чисто духовный характер.
Общение имеет место только тогда, когда с помощью
некоего языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение.
Связана с общением и проблема речетворческой деятельности.
Язык приспособлен для выражения мысли и для коммуникации, но реализуются эти его главнейшие функции в речи.
Частные функции языка определяют13

[Back]