Проверяемый текст
[стр. 26]

характер общения определяется личностной мотивацией и «моральной кибернетикой» коммуникантов, общностью их мировоззренческого целеполагания.
Наличие деформации в общении, усложнение личностных взаимоотношений, девальвация общения, персональные сложности как следствие научно-технического прогресса (интенсификация ритма жизни, общения с помощью технических средств), требуют организации коммуникологической службы, которая не должна заниматься только проблемами деформации общения.
Назначение рефлексивной коммуникации пробуждать критическую активность публики; активизировать ее включение в игровую ситуацию спектакля; учитывая общий тип и характер зрительской реакции и оценки различных аспектов спектакля, выявлять преобладающие симпатии, предпочтения и ожидания аудитории, что позволить корректировать развитие сценического действия с целью достижения оптимального результата.
В составе технических средств театра коммуникаций (помимо телевизионных, киносредств, управляемых слайд-проекторов) предполагается действие специальных светотехнических устройств для получения разнообразных сочетаний цветоформ.
Будучи практически безынерционными, эти средства позволяют придать визуальной среде театра невиданную ранее динамичность, способность к непрерывному изменению и неограниченной трансформации.
Язык приспособлен для выражения мысли и для коммуникации, но реализуются эти его главнейшие функции в речи.
Частные функции языка
определяются исходя из компонентной структуры речевого акта (говорящий субъект, адресат речи и то, о чем делается сообщение).
В соответствии с этой структурой мы опираемся на три функции: репрезентативную функцию обозначения внеязыковой действительности, экспрессивную функцию выражения внутреннего состояния говорящего и апеллятивную функцию воздействия на адресата речи.
Специалисты считают, что экспрессивная и репрезентативная функции связывают субъект и объект познания,
26
[стр. 13]

ектов и не превращающая их в объекты, а, напротив, ориентирующая на них как на субъекты.
Общение имеет место, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, ввдит в нем себе подобного и себе равного и готов на обмен идеями, взглядами, мнениями.
Общение может быть персонифицированным или анонимным, целенаправленным на результат или без ярко выраженного результата.
Как указывает А.Н.Леонтьев [154], общение может принимать форму квазиобщения.
В этом отношении можно было бы назвать ’’общением" общение субъекта с субъектом.
Объект выступает не как "вещь в себе”, а как "вещь для меня”, как "очеловеченная вещь”, вторгшаяся в жизненный опыт субъекта и в нем получившая свое ценностное значение (или ценностный смысл).
Общение может развертываться на разных уровнях —физическом и психическом, материальном и духовном.
Если общение в прямом и точном смысле этого слова есть контакт человека с другим человеком, то в переносном смысле можно говорить и об общении человека с природой, и о его общении в социуме и с самим собой.
В общении происходит взаимодействие людей как субъектов, и этим определяется органичность данного вида человеческой деятельности.
Вот почему в аксиологическом аспекте субъекта и объекта последний кажется одушевленным, активным и как бы взаимодействует на него как некая ценность.
Эту двустороннюю связь мы и можем назвать общением, так как основанием общения является взаимодействие с другим как себе подобным.
Особенность общения состоит в том, что здесь информационный обмен есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте "общение” субъекта и объекта имеет чисто духовный характер.
Общение имеет место только тогда, когда с помощью некоего языка, хотя бы языка взглядов, устанавливается контакт между субъектами, и он исчезает, прекращается, как только прекращается общение.
Связана с общением и проблема речетворческой деятельности.
Язык приспособлен для выражения мысли и для коммуникации, но реализуются эти его главнейшие функции в речи.
Частные функции языка
определяют13

[стр.,14]

ся исходя из компонентной структуры речевого акта (говорящий субъект, адресат речи и то, о чем делается сообщение).
В соответствии с этой структурой мы опираемся на три функции: репрезентативную функцию обозначения внеязыковой действительности, экспрессивную —функцию выражения внутреннего состояния говорящего и апеллятивную функцию воздействия на адресат речи.
Специалисты считают, что экспрессивная и репрезентативная функции связывают субъект и объект познания,
обеспечивают когнитивную деятельность человека Языковой знак, таким образом, выступает как символ по отношению к обозначаемой им внеязыковой действительности.
Доминирование той или другой функции создает особые жанры речевой деятельности (лекция, проповедь, репортаж, интервью, очерк и т.д.).
Особое место в современной педагогике занимают идеи самореализации личности и творчества Такие личностные черты, как самоуверенность, смелость, свобода, самопроизвольность, признание самого себя не только свойственны творческим людям, но и повышают вероятность реализации их творческого потенциала.
Тенденция к самореализации оказалась побудительной силой творческой личности.
В результате была выработана модель эволюционирующих и развивающихся систем.
Эти системы описывали динамику творческого процесса’ цели, знания, профессионализм, неудовлетворенность состоянием дел, творческий продукт.
Инвестиционная теория креативности Стернберга и Любарта (см.: Sternberg R.J., Lubart T.J.
Delving the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity.
New York: Free Press.
1995) сводится к идее о том, что творческими людьми являются личности, готовые и способные развивать идеи, которые еще не известны и пока не пользуются популярностью, однако имеют потенциальную возможность “вырасти в цене”.
Все названные подходы затрагивают проблему активизации творческих, коммуникативных способностей личности, однако на развитие речевой деятельности обучаемых напрямую не выходит почти никто.
14

[Back]