педагогическом процессе; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении; способность принимать и воплощать творческие решения как интегральное свойство. Все эти вопросы достаточно убедительно отражаются в работах М.С.Кагана, Дж.Мида, Т.Парсона, Й.Хейзинга, К.Чери, КЛспера и др., а также психологов Б.Г.Ананьева, Я.Л.Коломинского, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова, Е.Мелибруды, А.В.Петровского, В.АЛетровского, СЛ.Рубинштейна и др. Учеными подчеркивается социокультурная природа его происхождения. С точки зрения авторов, в общении проявляется человеческая сущность, оно выступает обязательным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни. В работах Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, М.Бубера, А.Д.Добровича, М.С.Кагана, В.К.Калиненко, И.Б.Котовой, М.И. Лисиной, А.А.Мелик-Пашаева, В.И.Мясищева, Р.Б.Стеркиной, Р.К.Терещук и др. раскрываются деятельностный характер общения и диалогическая его структура. Общение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия субъектов, имеющее целью согласование их взаимных усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата, изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе общения у человека слагается образ мира и свой собственный образ «Я». Базовые функции языка коммуникативная и когнитивная. В рамках когнитивной функции рассматривают не только роль языка в формировании и выражении мысли, но и в понимании сказанного (контактивная или функция усвоения), особо выделяют сообщение и воздействие, а также сопряженную с ним фатическую функцию (установление контакта). Если говорить о функции воздействия, то чаще всего ее понимают как «эффективное целенаправленное вербальное общение, предполагающее достижение запланированного субъектом эффекта, причем поясняется, что конечный результат «целенаправленный сдвиг в смысловом поле системе установок адресата». 30 |
осознание особенностей собственной психофизической природы; умение управлять своим психофизическим состоянием; умение создать необходимый эмоциональный настрой; умение выразительно говорить; владение мимикой, пантомимикой; умение организовывать продуктивное педагогическое общение и первичный контакт; общительность как профессионально-личностное свойство; умение управлять общением в педагогическом процессе; способность к оперативной педагогической импровизации в деятельности и общении; способность принимать и воплощать творческие решения как интегральное свойство. Кратко охарактеризуем понятийный аппарат современной теории общения. Коммуникативное сознание совокупность знаний, представлений, суждений о языке, его структурных элементах, их функциональных особенностях, закономерностях и правилах организации высказываний. Коммуникативные свойства речи взаимосвязанные свойсгва речи, создаваемые взаимодействием единиц всех уровней и выявляемые на основе внутренних и внешних связей речи с неречевыми структурами. Коммуникативная кодификация систематизация, закрепленная в виде правил, законов, стандартов функционирования языковых единиц. Коммуникативная эмоциональность степень духовной развитости чувств, позволяющая адекватно реагировать на жизненные впечатления, степень эмоциональной грамотности человека. Коммуникативное поведение совокупность правил и традиций вербального и невербального общения, сложившихся в том или ином социуме и реализуемых в процессе коммуникации. Коммуникативные умения —адекватное использование всех средств общения в соответствии с целями, условиями, адресатом общения. Коммуникативное совершенство владение всеми средствами общения и законами их организации для построения высказывания. 17 Коммуникативная компетентность совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения. Коммуникативная культура совокупность знаний, умений и навыков; технология, обеспечивающая целенаправленное взаимодействие людей на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации. Речевая культура это совокупность знаний, умений и отношений, обеспечивающих свободное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Речевая культура это часть духовной культуры общества в виде образцовых текстов, умения слушать, вступать, полемизировать. Речевая культура имеет субъективное, объективное и гносеологическое значение на уровнях вербального и невербального общения. Культура поведения проявление эмоций, жестов, интонаций, которые способны установить эффективное деловое общение или разрушить установившиеся связи. Невербальный язык разнообразен и отличается в интеркультурных средах. Философское содержание проблемы общения отражается в работах МС.Кагана [123], психологов Б.Г.Ананьева [6], [5], Я.Л. Коломинского [132], [134], А.А.Леонтьева [153], А.Н.Леонтьева [154], Б.Ф.Ломова [174], А.В.Петровского [210], С.Л.Рубинштейна [239] и др. Учеными подчеркивается социокультурная природа его происхождения. С точки зрения авторов, в общении проявляется человеческая сущность, оно выступает обязательным условием существования любых форм социальной и индивидуальной жизни. В работах Г.М.Андреевой [7], А.А.Бодалева [44], А.Б.Добровича [107, 108], М.С.Кагана [123], В.Н.Мясищева [188], [192] и др. раскрывается деятельностный характер общения и диалогическая его структура Общение рассматривается как процесс межличностного взаимодействия субъектов, имеющий целью 18 согласование их взаимных усилий для налаживания отношений и достижения общего результата, изменений в познавательной, мотивационно-эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц. В ходе процесса его у человека складывается образ мира и свой собственный образ "Я". Отечественный философ М.С.Каган [123] в своих исследованиях значительно расширяет рамки представлений о процессе общения как о межличностном духовном контакте. Ученый, опираясь на положение о полимодальности субъекта, говорит о межсубъектном характере общения, где субъектами могут выступать как представители социального, так и предметного, природного миров. Автором разработана, на наш взгляд, наиболее синтетическая классификация функций и форм общения. Представления М.С.Кагана [121] взяты нами в качестве методологической основы исследования, поскольку они позволяют рассматривать автора произведения в роли квазисубъекта, а само произведение в качестве субъективированного объекта общения и использовать искусство в качестве средства развития языковых коммуникаций старших школьников. Что касается понимания языка как явления целевого характера, то здесь обычно говорят о базовых функциях коммуникативной и когнитивной, ссылаясь при этом на определение языка как "важнейшего средства человеческого общения" и как "непосредственной действительности мысли". В рамках когнитивной функции рассматривают далее не только роль языка в формировании и выражении мысли, но и в понимании сказанного (контактивная функция или функция усвоения), особо выделяют сообщение и воздействие, а также сопряженную с ним фатическую функцию (установление контакта). Если говорить о функции воздействия, то чаще всего ее понимают как "эффективное целенаправленное вербальное общение, предполагающее достижение запланированного субъектом эффекта", причем поясняется, что конечный результат "целенаправленный сдвиг в смысловом поле системе установок адресата". Чтобы далее использовать изложенные выше дефиниции, нужно учесть три предварительных замечания. Во-первых, целевые установки упомянутых функций должны быть соотнесены с интересами участников речевого акта (на это 19 |