Проверяемый текст
[стр. 79]

Не менее интересными и важными для изучения проблемы условий эффективного речевого общения являются данные, полученные когнитологией наукой, изучающей процессы усвоения, накопления и использования различной информации человеком, а также возникшего на стыке когнитологии и лингвистики нового научного направления когнитивистики (Т.А.
ван Дейк,
В.Кинч, В.Раскин, Ф.Джонсон-Лэрд, Б.М.Величковой, В.И.Герасимов, В.В.Петров, Т.Н.Ушакова, В.М.Совокин, Г.ГТ.Щедровицкий, В.З.Демьянков и др.).
Когнитология, возникшая два десятилетия назад как ответвление когнитивной психологии, занимается решением проблем понимания, смысла и значения, которые были поставлены психолингвистикой, прагматической лингвистикой и другими лингвистическими дисциплинами.
Отправной точкой развертывания любого акта общения выступает потребность, являющаяся мотивом конкретной деятельности и «опредмечивающая» интенции.
Другими словами, важнейшим предварительным условием осуществления акта речевого общения выступает ситуативная необходимость или желательность вступления в речевой контакт, т.е.
возникновение у индивида какой-то потребности, решить которую он может лишь посредством вступления в речевое общение.
Для этого потенциальному коммуниканту необходимо создание информационно-прагматического поля, или пространства, на котором должна реализоваться диспозиция совокупность установок, мотивов и интенции как личности говорящего, так и личности его собеседника.

Как соотносятся в этой связи мотивация и интенция? Мотивация определяет «исходную точку» действия и его примерное направление, интенция
желательную цель, отбор и комбинацию языковых средств для достижения этой цели.
Другими словами, мотивы задают все возможные варианты поведения, а интенция определяет окончательный отбор и комбинацию языковых единиц из ряда допустимых вариантов, выбор стиля высказывания, который, вследствие включения в коммуникативную
79
[стр. 44]

Как соотнести технологическую структуру учебного процесса с результатами исследования структур коммуникативного общения? На сегодняшний день в лингвистике накоплен обширный исследовательский материал по проблеме неудавшейся коммуникации (Н.Д.Арутюнова, Е.Е.Анисимова, О.Д.Афанасьева, Б.Ю.Городетский, О.Н.Ермакова, Т.А.Жалагина, В.А.Звегинцев, Е.А.Земская, М.Н.Киасашвили, В.П.Сусов, С.А.Сухих, Е.В.Падучева, А.А.Романов, О.Шолтыс, Л.П.Якубинский, Bates, Keenan E.L., Fillmore C.J., Langedoen D.T., Leech J., Givon Т., Stalnaker J., Yokoyama О.и др.).
Пытаясь вскрыть причины нарушения речевого общения и выработать общие закономерности, правила эффективного речевого контакта, лингвисты вынуждены обращаться к исследовательской базе смежных с ней дисциплин.
Тенденция к взаимодействию и интеграции с такими гуманитарными науками, как психология, социология, когитология, культурология носит вполне закономерный характер.
Кроме того, отчетливо прослеживаются и интердисциплинарные связи лингвистики и различных ее направлений (отраслей), что обусловлено "пограничными” интересами наук, общностью объекта исследований, заинтересованностью наук в результатах, потребностью в объединении усилий для более глубокого проникновения в суть изучаемого феномена.
Наряду с этим наблюдается экспансия сфер научных разработок и внутри различных лингвистических дисциплин и, как следствие этого, возникновение спектров исследований на стыке наук, например, прсихолингвистики и когнитивистики, психолингвистики и теории речевого воздействия, прагматики и коммуникативной (функциональной) лингвистики.
Не менее интересными и важными для изучения проблемы условий эффективного речевого общения являются
исследовательские данные, полученные когитологией, наукой, прерогативу которой составляет изучение процессов усвоения, накопления и использования различной информации человеком, а также возникшего на стыке когитологии и лингвистики нового научного направления когнитивистики (Т.А.
Ван Дейк,
Кинч В., Раскин В., Джонсон-Лэрд Ф., 44

[стр.,45]

Б.М.Величковой, В.И.
Герасимов, В.В.Петров, Т.Н.
Ушакова, В.
М.Совокин,
Г.П.
Щедровицкий, В.З.
Демьянков и др.).
Когитология, возникшая два десятилетия назад как ответвление когнитивной психологии, занимается решением проблем понимания, смысла и значения, которые были поставлены психолингвистикой, прагматической лингвистикой и другими лингвистическими дисциплинами.
Отправной точкой развертывания любого акта общения выступает потребность, являющаяся мотивом конкретной деятельности и "опредмечивающая" интенции.
Другими словами, важнейшим предварительным условием осуществления акта речевого общения выступает ситуативная необходимость или желательность вступления в речевой контакт, т.
е.
возникновение у индивида какой-то потребности, решить которую он может лишь посредством вступления в речевое общение.
Для этого потенциальному коммуниканту необходимо создание информационно-прагматического поля, или пространства, на котором должна реализоваться диспозиция совокупность установок, мотивов и интенции как личности говорящего, так и личности его собеседника
(Шибутани 1969, цит.
по С.А.
Сухих, 1987).
Как соотносятся в этой связи мотивация и интенция? Мотивация определяет "исходную точку” действия и его примерное направление.
Интенция
определяет желательную цель, отбор и комбинацию языковых средств для достижения этой цели.
Другими словами, мотивы задают все возможные варианты поведения; а интенция определяет окончательный отбор и комбинацию языковых единиц из ряда допустимых вариантов, выбор стиля высказывания, который, вследствие включения в коммуникативную
деятельность, наделяется прагматической функцией, соотносящейся с ожиданиями, целями говорящего".
Вступая в речевую деятельность, собеседники, с одной стороны, стремятся в рамках темы общения эффекта его воздействия.
Эффективность коммуникации достигается при реализации трех главных целей: принятия адресатом содержа

[Back]