Проверяемый текст
Попов, Станислав Вячеславович; Направления активизации инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в экономике России (Диссертация, 6 июля 2011)
[стр. 314]

Потенциальными пользователями системы могут быть не только отдельные субъекты инновационной деятельности, но и целые научные, промышленные и коммерческие организации.
Система с описанным набором функциональных возможностей может успешно применяться и такими специальными видами организации, как элементы инновационной инфраструктуры: специализированные инжиниринговые фирмы, центры трансфера технологии, инновационно-технологические центры, инновационные инкубаторы, технопарки и т.п.
Следующей проблемой, снижающей результативность инновационной деятельности, является отсутствие потребностей в инновациях, вызванное низким уровнем развития производственной деятельности.
Сегодня в России очень низкий уровень востребованности инновационных идей со стороны промышленности.
Количество заявок на изобретения на душу населения в 34 раза ниже, чем в США и Германии, и в 18 раз чем в Японии.
В последние годы лишь 5% зарегистрированных изобретений являются объектами коммерческих сделок.
Это связано с тем, что ресурсный потенциал промышленных предприятий не удовлетворяет современным требованиям к 2009 году коэффициент обновления основных фондов в России составил 4,1%, а коэффициент выбытия 1,0% при среднем возрасте оборудования машиностроительных предприятий более 20 лет.
Степень износа основных фондов достигла 48,8% максимального значения за период с 1992 года, что свидетельствует о необходимости инвестирования как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов.
Институциональной проблемой формирования инновационной экономики в России является несовершенство отношений собственности.
Истоки этого лежат в механизмах приватизации
1990-х гг.
Низкий уровень легитимности статуса собственников формирует фундаментальное неравенство в отношениях между ними и государством, которое в любой момент на вполне законных основаниях может
отстранить этих 314
[стр. 68]

крыши».
На всевластие чиновника на рубеже XIX и XX вв.
обращал внимание Совет съездов представителей промышленности и торговли России, отмечая, что «искусственность экономического развития в 90-е гг.
заключалась прежде всего в необычном попрании народной самодеятельности.
Все нити народного хозяйства сходились в кабинете министра финансов, без его соизволения и даже указания ничего нельзя было предпринять.
Власть и вмешательство чиновника становились в экономической жизни страны все более невыносимыми».
Антиинновационыым фактором является и низкий уровень легитимности отношений собственности, сложившейся в России.
Истоки этого лежат в механизмах приватизации
госсобственности, действовавших в 1990-е гг.
Навязанная стране в первой половине 1990-х гг.
система собственности отторгается массовым общественным сознанием как крайне несправедливая.
По сути, в ходе приватизации было в новой форме воспроизведено историческое наследие России в отношениях собственности, о котором в начале XX века писал Василий Розанов: «В России вся собственность выросла из «выпросил», или «подарил», или кого-нибудь «обобрал».
Труда собственности очень мало.
И от этого она не крепка и не уважается»63.
Низкий уровень легитимности статуса собственников формирует фундаментальное неравенство в отношениях между ними и государством, которое в любой момент на вполне законных основаниях может
(и, как показывает история от Петра I до наших дней, периодически демонстрирует свои возможности в этом направлении) отстранить этих собственников от процесса присвоения принадлежащего им капитала.
Результатом является отсутствие их (собственников) экономического интереса к структурному и технологическому развитию своего бизнеса, необходимого для вывода экономики в целом на современную ступень технологического развития, что неизбежно ставит под вопрос оптимистический вариант будущего России.
63Розанов В.В.
Уединеное.
М.,1990.
С.37.
68

[Back]