Проверяемый текст
Лапшин, Вячеслав Юрьевич; Девиация рынка труда России в условиях формирования постиндустриальной системы экономики (Диссертация 2006)
[стр. 36]

хозяйственного комплекса страны.
В результате работодатель оказывает влияние, как на цену выпущенной продукции, так и на ставку заработной платы.
Максимизация доходов заключается в повышении «эффективности» производства путем массового использования дешевой рабочей силы и сырья, фальсификации продукции, теневизации различных стадий производства.
В России складывается парадоксальная ситуация.
С одной стороны, появляются различные типы рынков, функционирующих на базе новых (в отличие от командной системы) условий.
С другой — рынок труда, функционирующий преимущественно в условиях еще бывшего наследия.
Это обусловлено значительной долей занятых в бюджетной сфере и развалом производственного сектора экономики (за исключением добывающих отраслей),
в то время как рыночный механизм наиболее эффективен в тех условиях, где гармонично сочетаются различные формы собственности.
Формирование территориальных подсистем рынка труда обусловлено пространственным фактором и административным делением страны.
Сегментация рынка труда на те, или иные территориальные подсистемы, казалось бы, не имеет национальной специфики и может быть применена для любой страны.

Однако, в России существует значительная территориальная удаленность регионов друг от друга, недостаточно развита транспортная инфраструктура, бедность основной части населения, препятствующая переезду из одного региона в другой (в сочетании с институциональными барьерами), отраслевая несбалансированность, огромное количество моногородов с градообразующими предприятиями и т.
п.

Это влечет за собой отсутствие исходных конкурентных условий и отраслевую деформацию, предопределяющую проблемы формирования локальной структуры рынка труда малых и средних городов России.
В результате пространственная 36
[стр. 159]

качестве работодателя на рынке труда, преследующего свои интересы (но в рамках общенациональных).
Такая двойственность государства на рынке труда реализуется в развитых странах, где доля государственного сектора на рынке труда достаточно велика от 20 -80 %.
Даже в такой рыночно ориентированной стране, как США, например, в 1996 г.
общая численность работников государственных учреждений составляла 80% общего числа занятых в промышленности и строительстве (в несельскохозяйственных отраслях) .
Государственный сектор рынка труда в развитых странах более регулируемый, контролируемый и гарантированный.
Во-первых, государственные предприятия и учреждения в своей деятельности руководствуются не только мотивом прибыльности, поэтому спрос на рабочую силу определяется потребностями в специалистах, а не рыночными факторами.
Во-вторых, государственная занятость противодействует напряженности на рынке труда, принимая на себя часть предложения труда.
В-третьих, возросший государственный сектор в определенном мере влияет на уровень оплаты труда, составляя конкуренцию частному сектору.
В-четвертых, на государственной службе степень гарантированности и заработной платы, и занятости, и условий труда выше, чем в частных фирмах.
С точки зрения рынка труда России, данная подсистема отдельно не выделяется.
Как следствие, практически не исследуется.
В России складывается парадоксальная ситуация.
С одной стороны, появляются различные типы рынков, функционирующих на базе новых (в отличие от командной системы) условий.
С другой рынок труда, функционирующий преимущественно в условиях еще бывшего наследия.
Это обусловлено значительной долей занятых в бюджетной сфере и развалом производственного сектора экономики (за исключением добывающих отраслей).

Рыночный механизм наиболее 126 Афанасьев В.
Динамика и структура занятости на государственной службе в США // Экономист.
1997.
№1.
С.89.
159

[стр.,160]

эффективен в тех условиях, где гармонично сочетаются различные формы собственности.
Формирование территориальных подсистем рынка труда обусловлено пространственным фактором и административным делением страны.
Сегментация рынка труда на те или иные территориальные подсистемы, казалось бы, не имеет национальной специфики и может быть применена для любой страны.

Но в России существует значительная территориальная удаленность регионов друг от друга, недостаточно развита транспортная инфраструктура, бедность основной части населения, препятствующая переезду из одного региона в другой (в сочетании с институциональными барьерами), отраслевая несбалансированность, огромное количество моногородов с градообразующими предприятиями и т.
п.

Поэтому необходимо различать внутри страны национальную, региональную и локальную подсистемы.
Совокупность последних теоретически и составляет территориальную структуру рынка труда.
Однако, с точки зрения пространственной организации, в России не сформирована локальная структура рынка труда.
Ее «каркас» должны образовывать городские поселения, т.к.
город и его инфраструктура являются наиболее благоприятной средой для формирования рыночного механизма.
Однако существует проблема формирования локальных рынков труда малых и средних городов России.
Главные причины это отсутствие исходных конкурентных условий и отраслевая деформация.
В результате пространственная организация рынка груда России носит фрагментарный характер, т.е.
ограничивается крупными населенными пунктами, совокупность которых и образует его национальную (или региональную) подсистему.
Значительных масштабов в период преобразования хозяйственного комплекса страны достигла «теневая» подсистема рынка труда.
По самым скромным подсчетам не менее 50 % занятого по найму населения охвачено «теневым» рынком груда, который не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме.
«Теневой» сегмент рынка труда образуют 160

[стр.,265]

сальная ситуация.
С одной стороны, появляются различные типы рынков, функционирующих на базе новых (в отличие от командной системы) условий.
С другой рынок труда, функционирующий преимущественно в условиях еще бывшего наследия.
Это обусловлено значительной долей занятых в бюджетной сфере и развалом производственного сектора экономики (за исключением добывающих отраслей).

Рыночный механизм наиболее эффективен в тех условиях, где гармонично сочетаются различные формы собственности.

20.
Значительных масштабов в период преобразования хозяйственного комплекса страны достиг «теневой» сегмент рынка труда.
По самым скромным подсчетам не менее 50 % занятого по найму населения охвачено «теневым» рынком труда, который не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме.
«Теневой» сегмент рынка труда образуют субъекты, скрывающие (частично или полностью) реально существующие отношения найма или сделку купли-продажи труда.
Именно для общества, государства данный сегмент является «теневым», т.к.
он игнорирует их интересы, выраженные в законах и нормативах.
В то же время его природа обусловлена переходным периодом и изменением самого института государства.
Слияние бизнеса и власти, «слабость» государства, снижение качества жизни населения это благоприятная среда для «теневизации» трудовых отношений.
Происходит своеобразная консолидация интересов субъектов рынка труда.
Для основной доли населения «теневизация» отношений найма обеспечивает прожиточный минимум, а для работодателей максимизацию прибыли.
Прослеживается обратная зависимость между открытой и скрытой подсистемами рынка труда.
Чем ниже реальная ставка заработной платы на открытом рынке труда, тем больше доля «теневого» сегмента.
В результате основная часть российского рынка труда опирается на совершенно другие закономерности, далекие от классических.
Эти закономерности являются иной силой (причем искажающей), которая также меняет вектор развития рынка труда в целом и деформирует его.
265

[Back]