Проверяемый текст
Антюфеев, Григорий Валентинович; Факторы формирования наукоемкой макротехнологической структуры национальной промышленности (Диссертация 2006)
[стр. 79]

активных действий по углублению в регионе интеграции инновационного цикла, особенно его начальной стадии системы образования и подготовки кадров, и, в конечном счете —по формированию инновационной системы в масштабах всего европейского региона.
Бюджет текущей шестой рамочной программы научных исследований ЕС в размере 17,5 млрд.
евро, например, предназначен не только для поддержки 7 приоритетных тематических направлений исследований, но и на финансирование формирования конкретных элементов инфраструктуры региональной инновационной системы (системы профессионального образования, трансрегионального сотрудничества, проектирования, рискового финансирования, научноисследовательских услуг и др.) и соответствующих мер по координации в рамках региона осуществляемых мероприятий2.

Итогом политики ЕС, направленной на концентрацию инвестиций в экономику, основанную на знаниях, становится, как уже упоминалось выше, все повышающаяся доля технологий и продукции наукоемких, высокотехнологичных отраслей и занятых в них соответственно во вновь _созданной-стоимости и в общей численности занятых.
В 1998 г.
доля т.н.
отраслей экономики знаний (knowledge based-industries3) возросла в целом по ЕС до 26,1%4.
Причем более половины значения этого показателя приходится, как правило, на так называемые «знание-емкие» услуги
(knowledge-intensive services), прежде всего представляемые финансовыми, страховыми, медицинскими и образовательными услугами и их разновидностями.
За период с 1991 по
2005 гг.
среднегодовые темпы прироста инвестиций в экономику, основанную на знаниях, практически во всех европейских странах
показывали 1The European Research Area: N ew Perspectives ((Com ERA, Green Paper), 2007.
2 См.
Раздел 1.2 в Сводном отчете Отделения Общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)» М.: РАН, 2004
3 К «отраслям, основанным на знаниях» в справочных отчетах ЕС относят прежде всего фармацевтическую промышленность, офисное и компьютерное машиностроение, производство оборудования для радио, телевидения и связи, медицинское, точное и оптическое оборудование, аэрокосмическую промышленность, химические производтсва, машиностроение, автомобилестроение, транспортное оборудование, почту и связь, финансы, страхование и прочие деловые услуги (консалтинг, аудтгт).
J OECD Science, Technology and Industry O utlook 2002, OECD, Paris, 2002.
P.
285.
79
[стр. 265]

«экономической периферии» и перераспределяют огромные ресурсы с развивающихся рынков.
Оценки показывают, что благодаря присвоению технологической ренты СИ1А обеспечивают перераспределение ресурсов с рынков как минимум в 1,35-1,5 раза превышающих масштабы ее собственной национальной экономики.
Поэтому автор предполагает, что построение научной картины глобальной экономико-финансовой системы потребует введения качественно новой парадигмы, основанной на взаимодействии международных и национальных рынков, которая и станет «ядром» новой теории экономического и финансового развития.
Разрозненный технологический потенциал Западной Европы до середины 90-х годов прошлого столетия был не в состоянии противостоять экспансии США в сфере технологий.
Потенциал КНР и стран ЮгоВосточной Азии также еще не достиг уровня технологического лидера.
Только некоторые страны Европы (ФРГ, Великобритания и др.) и Япония способны были конкурировать с США на отдельных рынках.
Именно в 70-е годы доминированию североамериканской науки и техники был брошен серьезный вызов со стороны Японии3.
Эта страна, не имея собственной развитой фундаментальной науки, тогда обошла США по темпам освоения и выведения на рынки разных стран новых видов продукции.
В дальнейшем к Японии присоединились так называемые «новые индустриальные страны» Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, продукция которых стала вытеснять американские товары как на международных рынках, так и в самих Соединенных Штатах.
Все эти страны не имели возможности делать крупномасштабные инвестиции в науку, значительно отставали от США по уровню развития высшего и среднего образования и не имели сложившихся научных школ.
Тем не менее, успешность, с какой их предприниматели 3 См.
Раздел 1.1 в Сводном отчете Отделения Общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)».
М.: РАН, 2004
265

[стр.,276]

счете по формированию инновационной системы в масштабах всего европейского региона16.
Реализация концепции инновационного развития базируется на устойчивом финансовом обеспечении ключевых отраслей народного хозяйства.
Политика ЕС была направлена на концентрацию инвестиций в так называемую «экономику, основанную на знаниях» 17.
Итогом этого становится все повышающаяся доля технологий и продукции наукоемких, высокотехнологичных отраслей и занятых в них соответственно во вновь созданной стоимости и в общей численности занятых.
Если в среднем по ЕС среднегодовые темпы прироста частного промышленного сектора за период с 1990 по 1998 гг.
составляли 1,46%, то для отраслей, входящих в «экономику, основанную на знаниях» (knowledge-based industries), этот показатель превышал 2% (2,07%).
Среди Европейских стран наиболее высокие его значения наблюдались в Ирландии (10,55%), Венгрии (6,68), Швейцарии (4,74), Голландии (4,48), Финляндии (5,15%).
В 1998 г.
доля knowledge-based industries возросла в целом по ЕС до 26%.
Выше данного среднего значения она была в Ирландии (39,2%), Бельгии (37,9%), Швейцарии (36,5%), ФРГ (31,7%), Франции (27,2%), Голландии (26,7%), Венгрии (26,2%), (США 29,6%, Япония 24,4%).
Причем более половины значения этого показателя приходится, как правило, на так называемые «знание-емкие» услуги
16 Бюджет текущей шестой рамочной программы научных исследований ЕС в размере 17,5 млрд.
евро, например, предназначен не только для поддержки 7 приоритетных тематических направлений исследований, но и на финансирование формирования конкретных элементов инфраструктуры региональной инновационной системы (системы профессионального образования, трансрегионального сотрудничества, проектирования, рискового финансирования, научно-исследовательских услуг и др.) и соответствующих мер по координации в рамках региона осуществляемых мероприятий.

Подробнее см.
Раздел 1.2 в Сводном отчете Отделения Общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)» М.: РАН, 2004.

17 К «экономике, основанной на знаниях» эксперты ОЭСР относят фармацевтическую промышленность, офисное и компьютерное машиностроение, производство оборудования для радио, телевидения и связи, медицинское, точное и оптическое оборудование, аэрокосмическую промышленность, а также комплекс отраслей так называемой «средневысокой» технологии (химия, машиностроение, автомобилестроение, транспортное оборудование), почту и связь, финансы и страхование и деловые услуги.
276

[стр.,277]

(knowledge-intensive services), прежде всего предоставляемые финансовыми, страховыми, медицинскими и образовательными услугами и их разновидностями.
За период с 1991 по
1998 гг.
среднегодовые темпы прироста инвестиций в «экономику, основанную на знаниях» практически во всех европейских странах,
за исключением Италии, показывали сравнительно высокую и растущую динамику, и многие из них опережали по этому показателю США.
Наиболее высоким этот показатель был в Ирландии 10,2%, Греции 10,1%, Швеции 7,6%, Финляндии 6,8%, Австрии -6,3%, Дании 5,9%, Португалии 5,4%, (США 3,9 %).
Это подкреплялось также, как оказалось, и возросшей долей затрат на НИОКР и образование в ВВП.
Более 6,5% в Швеции, 5,0% Финляндии, 4,5% в Дании, от 4,3 до 4,0% в Нидерландах, ФРГ, Франции, Норвегии.
Общей тенденцией для подавляющего числа европейских стран стало увеличение со второй половины 90-х годов и собственно доли затрат на НИОКР в ВВП.
К 2002 г.
этот показатель в целом для стран-членов ЕС достиг 1,9%, а в Швеции и Финляндии был самым высоким среди развитых стран, соответственно 4,3% и 3,5% (2,5% в ФРГ, 2,2% во Франции, около 1,9% в Нидерландах, в среднем для стран-членов ОЭСР 2,2% (в том числе для США около 2,7%, Японии 3,1%) [158,340].
В то же время в целевой структуре этих инвестиций обнаруживались явные различия по странам, отражающие известную специализацию в формировании «новой» экономики.
В европейских странах, обладающих сравнительно развитой научно-исследовательской базой Австрии, Германии, Франции, Швеции более половины этих инвестиций направляется в НИОКР и меньшая их часть в сферу образования и в разработку программного обеспечения.
В государствах с довольно ограниченным сектором исследований и разработок в Греции, Ирландии, Португалии и Испании эти инвестиции преимущественно концентрируются в сфере 277

[Back]