Проверяемый текст
Антюфеев, Григорий Валентинович; Факторы формирования наукоемкой макротехнологической структуры национальной промышленности (Диссертация 2006)
[стр. 92]

взаимодействуют между собой в качестве элементов коллективной системы создания и использования знаний, а институциональная основа экономики знаний в целом обеспечивается функционированием национальных инновационных систем.
2.3.
Роль государства в формировании экономики знаний (на примере США) Охарактеризовав общие особенности и тенденции формирования национальных инновационных систем как институциональной основы экономики знаний, перейдем к рассмотрению основных задач и роли государства в этом процессе на примере США.
Пример Соединенных Штатов в этом контексте представляет особый интерес с точки зрения изучения исторических и экономических предпосылок их лидирующих позиций в формировании экономики знаний во второй половине XX начале XXI века.
После распада СССР, за 90-е годы XX начало XX] в.
США закрепили за собой место лидера мирового
научно-технического прогресса, а их доминирующее положение стало определяться разнообразными факторами.
Можно заметить, что, подтверждая справедливость концепции технологической и интеллектуальной ренты, изложенной в п.
1.2, процесс глобализации финансовых и экономических рынков в 70-е годы позволил США стать центром мировой индустриальной экономики и вместе с тем начать процесс формирования эффективной экономики знаний.
Изначально это было обусловлено тем фактом, что основным источником роста наукоемких, высокотехнологичных рынков в лидирующих индустриальных странах стал сформировавшийся к 80-м годам XX в.
экономический механизм присвоения технологической ренты.

Иначе говоря, развитые страны и прежде всего США, используя механизм присвоения технологической ренты, который предполагает монопольное владение передовыми технологиями (что, в свою очередь, требует постоянно развивать
эти производственные технологии, т.е.
затрачивать значительные средства на исследования и разработки), фактически 92
[стр. 264]

После распада СССР, за 90-е годы XX начало XXI в.
США закрепили за собой место лидера мирового
НТП, а их доминирующее положение стали определять разнообразные факторы.
Справедливости ради стоить отметить, что СССР успешно конкурировал с США только до 80-х годов XX в.
Уже к началу 80-х годов обозначилось его явное отставание от Соединенных Штатов, в основном в сфере гражданских НИОКР.
Здесь можно заметить, что в рамках концепции технологической ренты, изложенной в § 2.4, процесс глобализации финансовых и экономических рынков в 70-е годы позволил США по факту стать центром мировой капиталистической экономики.
Следовательно, СССР приходилось технологически соревноваться с отдельно взятой страной, а фактически с экономикой всех развитых капиталистических стран одновременно.
Поэтому прямое сопоставление показателей корректно только в рамках парадигмы, основанной на тезисе о существовании страновых экономик, которые развиваются за счет внутренних ресурсов.
В рамках этой парадигмы не учитываются реальные кооперационные связи транснациональных корпораций.
Иначе говоря, бурный рост отраслей, относимых статистикой к так называемой «новой экономике», во многом происходит за счет перераспределения экономических и финансовых ресурсов из других секторов мировой экономики, что было бы невозможно вне процесса глобализации мировой экономики.
Основным источником роста наукоемких, высокотехнологичных рынков в
основных индустриальных странах и стал сформировавшийся к 80м годам XX в.
экономический механизм присвоения технологической ренты,
описанный выше.
Иначе говоря, развитые страны и, прежде всего США, используя механизм присвоения технологической ренты, который предполагает монопольное владение передовыми технологиями (что, в свою очередь, требует постоянно развивать
производственные технологии, т.е.
находиться все время на один шаг впереди конкурентов и затрачивать огромные средства на исследования и разработки) фактически создают внешнее продолжение своих национальных экономик внутри стран 264

[Back]