Проверяемый текст
Антюфеев, Григорий Валентинович; Факторы формирования наукоемкой макротехнологической структуры национальной промышленности (Диссертация 2006)
[стр. 93]

начали создавать внешнее продолжение своих национальных экономик внутри стран «экономической периферии» (т.н.
«Бедного Юга») и перераспределять тем самым ресурсы с развивающихся рынков.
В то же время разрозненный технологический потенциал послевоенной Западной Европы до середины 90-х годов прошлого столетия был не в состоянии противостоять экспансии США в сфере технологий.
Потенциал КНР и стран Юго-Восточной Азии также еще не достиг
их технологического уровня.
Только отдельные страны Европы (в частности, ФРГ и Великобритания) и Япония способны были конкурировать с США на некоторых рынках.
Но в 70-е годы доминированию североамериканской науки и техники был брошен вызов со стороны Японии1.
Эта страна, практически не имея собственной развитой фундаментальной науки, в тот период превзошла США по темпам освоения и выведения на рынки новых видов продукции.
В дальнейшем к Японии присоединились так называемые «новые индустриальные страны» Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, продукция которых стала вытеснять американские товары
на мировом рынке.
Нужно отметить, однако, что все эти страны не имели возможности делать крупномасштабные, инвестиции в науку, значительно отставая от США по уровню развития образования и не имея сложившихся научных школ.
Вместе с тем успешность, с какой их предприниматели находили (в том числе и в США) новые технологические идеи, и темпы, с которыми они трансформировали эти идеи в коммерчески успешные, востребованные рынком товары и услуги, значительно превосходили аналогичные показатели США, что создавало угрозу их технологическому лидерству.
В силу этих причин, еще в 1980-х гг.
Конгресс, правительство, деловые и научные круги США предприняли целый ряд шагов по анализу сложившейся ситуации и разработке соответствующих мер по ее исправлению.
Так, 1 Используются материалы Раздела 1.1 в Сводном отчете Отделения Общ ественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)»* РАН, 2004 (с привлечением материалов Института СШ А и Канады РАН).
93
[стр. 265]

«экономической периферии» и перераспределяют огромные ресурсы с развивающихся рынков.
Оценки показывают, что благодаря присвоению технологической ренты СИ1А обеспечивают перераспределение ресурсов с рынков как минимум в 1,35-1,5 раза превышающих масштабы ее собственной национальной экономики.
Поэтому автор предполагает, что построение научной картины глобальной экономико-финансовой системы потребует введения качественно новой парадигмы, основанной на взаимодействии международных и национальных рынков, которая и станет «ядром» новой теории экономического и финансового развития.
Разрозненный технологический потенциал Западной Европы до середины 90-х годов прошлого столетия был не в состоянии противостоять экспансии США в сфере технологий.
Потенциал КНР и стран ЮгоВосточной Азии также еще не достиг
уровня технологического лидера.
Только некоторые страны Европы (ФРГ, Великобритания и др.) и Япония способны были конкурировать с США на отдельных рынках.
Именно в 70-е годы доминированию североамериканской науки и техники был брошен серьезный вызов со стороны Японии3.
Эта страна, не имея собственной развитой фундаментальной науки, тогда обошла США по темпам освоения и выведения на рынки разных стран новых видов продукции.
В дальнейшем к Японии присоединились так называемые «новые индустриальные страны» Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, продукция которых стала вытеснять американские товары
как на международных рынках, так и в самих Соединенных Штатах.
Все эти страны не имели возможности делать крупномасштабные инвестиции в науку, значительно
отставали от США по уровню развития высшего и среднего образования и не имели сложившихся научных школ.
Тем не менее, успешность, с какой их предприниматели 3 См.
Раздел 1.1 в Сводном отчете Отделения Общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)».

М.: РАН, 2004 265

[стр.,276]

счете по формированию инновационной системы в масштабах всего европейского региона16.
Реализация концепции инновационного развития базируется на устойчивом финансовом обеспечении ключевых отраслей народного хозяйства.
Политика ЕС была направлена на концентрацию инвестиций в так называемую «экономику, основанную на знаниях» 17.
Итогом этого становится все повышающаяся доля технологий и продукции наукоемких, высокотехнологичных отраслей и занятых в них соответственно во вновь созданной стоимости и в общей численности занятых.
Если в среднем по ЕС среднегодовые темпы прироста частного промышленного сектора за период с 1990 по 1998 гг.
составляли 1,46%, то для отраслей, входящих в «экономику, основанную на знаниях» (knowledge-based industries), этот показатель превышал 2% (2,07%).
Среди Европейских стран наиболее высокие его значения наблюдались в Ирландии (10,55%), Венгрии (6,68), Швейцарии (4,74), Голландии (4,48), Финляндии (5,15%).
В 1998 г.
доля knowledge-based industries возросла в целом по ЕС до 26%.
Выше данного среднего значения она была в Ирландии (39,2%), Бельгии (37,9%), Швейцарии (36,5%), ФРГ (31,7%), Франции (27,2%), Голландии (26,7%), Венгрии (26,2%), (США 29,6%, Япония 24,4%).
Причем более половины значения этого показателя приходится, как правило, на так называемые «знание-емкие» услуги 16 Бюджет текущей шестой рамочной программы научных исследований ЕС в размере 17,5 млрд.
евро, например, предназначен не только для поддержки 7 приоритетных тематических направлений исследований, но и на финансирование формирования конкретных элементов инфраструктуры региональной инновационной системы (системы профессионального образования, трансрегионального сотрудничества, проектирования, рискового финансирования, научно-исследовательских услуг и др.) и соответствующих мер по координации в рамках региона осуществляемых мероприятий.
Подробнее см.
Раздел 1.2 в Сводном отчете Отделения Общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)» М.: РАН, 2004.
17 К «экономике, основанной на знаниях» эксперты ОЭСР относят фармацевтическую промышленность, офисное и компьютерное машиностроение, производство оборудования для радио, телевидения и связи, медицинское, точное и оптическое оборудование, аэрокосмическую промышленность, а также комплекс отраслей так называемой «средневысокой» технологии (химия, машиностроение, автомобилестроение, транспортное оборудование), почту и связь, финансы и страхование и деловые услуги.
276

[стр.,283]

технологического развития.
В этой сети занято около 21 тыс.
чел., из них, по оценкам, около 4 тыс.
экспертов специализируются на прогностических исследованиях в инновационной сфере23.
Эти исследования, активно осуществляемые в ЕС, пополнились новым инструментом стратегическим информированием (Strategic Intelligence) 24, объединяющим в себе все традиционные направления прогнозирования техническое и технологическое прогнозирование (Technology Forecasting), оценку развития технологий (Technology Assessment) и предвидение развития технологий (Technology Foresight).
Technology Foresight и Technology Assessment претерпели существенные изменения в 80-90-е годы.
Если раньше они использовались в качестве прогнозного метода, то теперь они представляют собой исследовательский процесс, за исходную точку которого принимается изучение совместного развития инновационных систем и инновационных процессов.
Результатом этого становится информация о перспективах развития, которая используется в разработках сценариев возможного будущего развития, помогает предвидеть грядущие перемены и, с учетом этого, формировать направления инновационных процессов и оказывать воздействие на эволюцию инновационных систем.
Эволюция Technology Forecasting сопровождается перемещением акцентов с подготовки непосредственно прогнозов развития различных технологий на разработку и применение непрерывных методов мониторинга технологических и 23 Подробнее см.
Раздел 1.2 в Сводном отчете Отделения Общественных наук РАН «Прогноз технологического развития экономики России с учетом новых мировых интеграционных процессов (содержательные, экономические и институциональные аспекты)».
М.: РАН, 2004.
24 Эксперты ЕС определяют Strategic Intelligence как комплекс мероприятии по поиску, переработке, распространению и защите информации специального назначения, предназначенный для поддержки лиц, принимающих решения, в процессе разработки и реализации ими своих стратегий, политик и интервенций.
Среди наиболее важных компонентов этого инструмента отмечают обширные эмпирические изыскания, критическую оценку теоретических представлений о природе нововведении и о перспективном анализе, совершенствование использования стратегического планирования для процессов принятия решений.
283

[Back]