Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 108]

Таким образом, тенденция общего снижения значимости различных моральных норм действительно существует, причем основную долю щ снижения дают нормы институционализированные, прежде всего, зафиксированные в законодательстве.
Тем не менее, данные этого исследования не отражают обвального падения морали, как это можно было предполагать, исходя из довольно тревожных общих оценок.
Более того, полученные данные позволяют судить о мировоззрении россиян в целом, особенно в сфере частной жизни, как о вполне корректном в морально-нравственном отношении.
Ценностный вакуум сопряжен с состоянием аномии.
Это означает, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.
Социальные установки и интересы неотрефлексированы и легко сменяемы.

Аномия это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной
Ф ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют.
Фактически в российском обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров.
Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо — все эти и многие другие важнейшие представления предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы.
В итоге солидарность, консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог находятся в глубоком упадке.
Повсеместно и на всех уровнях господствует принцип "каждый выживает в одиночку".
Аномия — это дезинтеграция нравственных ценностей,
108
[стр. 202]

Таким образом, тенденция общего снижения значимости различных моральных норм действительно существует, причем основную долю снижения дают нормы институционализированные, прежде всего, зафиксированные в законодательстве.
Тем не менее, данные этого исследования не отражают обвального падения морали, как это можно было предполагать, исходя из довольно тревожных общих оценок.
Более того, полученные данные позволяют судить о мировоззрении россиян в целом, особенно в сфере частной жизни, как о вполне корректном в морально-нравственном отношении.
Ценностный вакуум сопряжен с состоянием аномии.
Это означает, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы.
Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий.
Социальные установки и интересы неотрефлексированы и легко сменяемы.

Понятие аномии в социологии, и в частности, в социологии культуры, используется достаточно давно.
Так, классик социологии Р.
Мертон проанализировал конфликт между культурными ценностями и ограниченностью доступа к ним как источник правовых девиаций, а Т.
Селлин рассмотрел в качестве криминогенного фактора конфликт между культурными ценностями различных сообществ.
Его гипотеза базировалась на результатах чикагских исследователей, установивших повышенный уровень преступности в кварталах некоренных американцев (негров, пуэрториканцев, итальянцев).
Т.
Селлин попытался дать объяснение этому с помощью своей теории конфликта культур.
Эта теория не только позволила объяснить преступность мигрантов, но и раскрыла криминогенность противоречий между различными социальными группами.
По существу, Т.
Селлин трансформировал марксову теорию социальных противоречий, устранив ее наиболее острые и революционные аспекты и несколько уменьшив ее масштаб, что позволило применять ее не только к анализу противостояния двух частей общества, но и к противоречиям более мелких социальных групп.


[стр.,203]

Опираясь на теорию Селлина, американский социолог А.
Коэн в 1955 году разработал концепцию субкультур.
Коэн обратился к еще более мелким социальным группам и подверг исследованию специфику культурных ценностей криминальных объединений (банд, сообществ, группировок).
В рамках подобных микрогрупп могут формироваться свои миникультуры (взгляды, привычки, умения, стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанных такой микрогруппой).
Такие мини-культуры получили название субкультур.
Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями.
Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.
Помимо достаточно прагматических выводов данная концепция направила внимание исследователей на анализ взаимосвязи культуры общ ества и преступности.
Она показала, насколько глубоки корни преступности.
Реализация социокультурных изменений — процесс достаточно длительный, поэтому и процесс воздействия на преступность не может быть сиюминутным и быстро приносить ощутимые результаты.
Итак, в центре внимания теорий аномии, отчуждения и идентификации стоят вопросы конгруэнтности (совпадения) мировоззрения индивида и существующей в обществе системы социальных ценностей.
Любая такая теория рассматривает вопросы преступного и отклоняющегося поведения в своем особом ракурсе.
Для нашего исследования предпочтительнее остановиться на понятии психологической аномии.
Психологическая аномия это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации, что является следствием либо социальной ситуации, в которой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуации, когда нормы отсутствуют.
Под отчу

[стр.,205]

отсутствуют.
Обычно это проявляется в тревожности, дезориентации личности и социальной изоляции.
Бенжамен Раш применял термин «аномия» для обозначения врожденных дефектов морали.
Отчуждение —общий термин, используемый сейчас в основном в судебной психиатрии в тех случаях, когда речь идет о такой рассогласованности чувств индивида, что они перестают казаться ему нормальными, привычными и убедительными.
Это приводит его к отстранению от других людей, глубокой персонализации и, как следствие, к отчуждению от общества.
Человек, отчужденный от общества, может стать недружелюбным, жестоким, безразличным или асоциальным.
Идентичность понятие, которым охватывается целостность и разносторонность восприятия индивидом самого себя; она обеспечивает способность ощущать себя как нечто неповторимое и тождественное самому себе; в основе этой способности лежит чувство привязанности к объектам первой любви и отождествления себя с ними.
Кризис идентичности это конфликт, возникающий в связи с социальной ролью, как она воспринимается самим индивидом.
Такой конфликт угрожает либо потерей чувства неповторимости и тождественности самому себе, либо неспособностью принять ту роль, которую индивиду отводит общество.
Фактически в российском обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров.
Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо все эти и многие другие важнейшие представления предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы.
В итоге солидарность, консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог находятся в глубоком упадке.
Повсеместно и на всех уровнях господствует принцип "каждый выживает в одиночку".
Аномия —это дезинтеграция нравственных ценностей,
смешение ценностных ориентаций, наступление ценностного вакуума по принципу "все дозволено".
Это опаснейшая болезнь, несовместимая с поступательным движением общества, болезнь, способная

[Back]