достаточным критерием девиантного поведения. Таким же важным моментом является учет того, что общество в соответствии со своими культурными особенностями, ценностями выбирает определённые формы поведения и их расценивает как девиантные. Сам факт осуждения девиации является такой же её «differentia specifica», как и факт нарушения норм. Оценка проводит границу между нарушениями норм, терпимыми со стороны общества, и особо отвергаемыми видами поведения. Девиация является, с одной стороны, своеобразной формой поведения, более того, образом жизни, жизненным стилем, а с другой стороны, общественным суждением, субъектом которого выступает культура общества, а объектом сама форма поведения, а также ее носитель. В демократических обществах круг задач, связанных с подобной оценкой, решаются в основном в институциональной сфере гражданского общества, тогда как в других обществах эта функция принадлежит в первую очередь представителям власти. Смысл оценки поведения как девиантного заключается не только в том, что она разграничивает привычное, культурно устоявшееся в данном обществе и порочное, вредное, неприемлемое, не имеющее право на статус некоего образца поведения. Оценка, отделяя неприемлемое с точки зрения общества, в то же время выступает определенным защитным актом, указывая на опасности, грозящие индивидам на этом пути. Обрисовываемый ею круг форм поведения изменчив в зависимости от рассматриваемого общества. Но даже в одном и том же конкретном обществе этот круг не постоянен, а подвержен изменению в соответствии с обновлением культуры. Особенности социокультурного развития ответственны за то, как часто возникают в данной социальной среде формы поведения, нарушающие нормы и ценности и расцениваемые как тяжелая проблема. Как известно, общество без девиаций не существует. Однако далеко не безразлично, находятся ли данные формы поведения на относительно терпимом уровне, 114 |
давно обсуждается в общ ественны х науках, тем не менее можно констатировать, что общ епринятого соответствую щ его понятия пока нет. Н е п р етендуя на вы движ ение особого определения, укаж ем на два м омента, важ ных для понимания девиации. За отправной п у н кт м ож но принять классическое определение, о п и сываю щ ее формы девиантного поведения как отличаю щ иеся о т общ ественной нормы, наруш аю щ ие его. Тем не м енее очевидно, что отклон ен и е от социокультурных; норм вовсе не является достаточны м критерием д е в и антного поведения. Т аки м же важ ны м моментом является поним ание то го , что общ ество в соответствии со своими культурны м и особенностям и, ц ен ностями выбирает определённы е формы поведения и их расценивает как девиантны е. Сам ф акт осуж дения девиации является такой ж е её «d ifferen tia specifica», как и ф акт наруш ения норм. О ценка проводит границу м еж д у наруш ениями норм, терпим ы м и со стороны общ ества, и особо отвер гаемыми видами поведения. Д евиация, с одной стороны , представляет собой своеобразную форму поведения или даж е образ жизни, а с другой стороны , это оценка его, суж дение о нем общ ества. С м ы сл оценки поведения к ак д е виантного заклю чается не только в том , что он а позволяет отделить п р и вычное, культурно устоявш ееся в данном общ естве и порочное, вредное, неприемлемое, несоответствую щ ее приняты м моделям поведения. О ц ен ка, отделяя неприемлемое с точки зрения общ ества, одноврем енно является определенны м защ итны м актом , указы вая на опасности, грозящ ие и н ди ви дам на этом пути. О брисовы ваем ы й ею круг ф орм поведения изм енчив в зависимости от рассм атриваем ого общ ества. Н о даж е в одном и то м ж е конкретном общ естве это т круг не постоянен, а подвержен изм енению в соответствии с обновлением культуры. М ногие формы девиаций связаны с саморазруш аю щ ей ори ен тац и ей поведения. Аномия это стрем ление уйти из реальности. Ф ормами тако го ухода являю тся пьянство и наркомания. В России потребление спиртного |