контролируемы или же пронизывают всю жизнь общества и тем самым модифицируют его образ жизни таким образом, что недевиантным группам по крайней мере постоянно надо считаться с присутствием и * возрастающим влиянием девиантов. В современном российском обществе сегодня бесспорно прослеживается последняя ситуация. Число девиантных форм поведения чрезвычайно высоко. Формы поведения, особо нарушающие нормы, можно разделить на две группы: во-первых, традиционные, на протяжении десятилетий или, скорее, столетий с высокой частотой наблюдаемые в жизни общества. Их можно назвать формами поведения, имеющего самоуничтожающий эффект (алкоголизм, самоубийство и частично психоневротические отклонения). Настораживает не только значительное число фактов девиантного поведения, но и тенденции его изменения. Возникает вопрос, что служит причиной такого высокого уровня девиации в нашем обществе? Большинство социологических концепций объясняет распространение форм девиантного поведения в конечном счете степенью интегрированности общества, причем ее недостаточность выражается I прежде всего в социальной аномии. Дюркгейм характеризовал последнюю г как состояние отсутствия ценностей на стыке между изжитой старой и несформировавшейся неорганической новой структурой норм и ценностей, в рамках которой индивиды буквально не знают, что хорошо и что плохо, что допускается и что нет. Мертон описывает эту общественную ситуацию как расхождение общественных требований, культурно принятых жизненных целей с имеющимися в распоряжении средствами, Дарендорф с ослаблением общественных привязанностей, Макайвер с ослабленными социальными и эмоциональными контактами, Хабермас с противоречием между интеграцией режима и культурной интеграцией (идентификация с общественным устройством, его легитимация). В |
В современном российском обществе сегодня бесспорно прослеживается последняя ситуация. Число девиантных форм поведения чрезвычайно высоко. Формы поведения, особо нарушающие нормы, можно разделить на две группы: во-первых, традиционные, на протяжении десятилетий или, скорее, столетий с высокой частотой наблюдаемые в жизни общества. Сюда можно отнести уже упоминавшиеся нами формы поведения, имеющего самоуничтожающий эффект (алкоголизм, самоубийство и частично психоневротические отклонения). Аномия зачастую сопряжена с потерей воли к жизни. Это проявляется прежде всего в росте смертности и снижении рождаемости. По расчетам И. Гундарева избыточная (по отношению к уровню 1986 г.) смертность в России за 1987-1994 гг. составила более 2 млн человек. Смертность за эти годы увеличилась в 1,8 раза и составила 15,8 случаев на 1 ООО человек в год (в 1986 г. 9,2 случая). Одновременно в России в 1,9 раза снизилась рождаемость. В 1994 г. она составляла 9,5 младенцев на 1 ОООчеловек. Если уровень рождаемости в 1986 г. рассматривать как “нормальный”, то население России за 1987-1994 гг. потеряло от сверхнормального снижения рождаемости не менее 5 млн человек1. Резко сократилась за последнее десятилетие продолжительность жизни. Достигнув в 1987 г. высокого уровня (65 лет у мужчин и 75 лет у женщин), в 1993 г. она снизилась до 59 лет у мужчин и до 72 лет у женщин. Потеря воли к жизни проявляется и в росте самоубийств. Их масштабы потрясают: с 1994 г. ежегодно стали убивать себя более 60 тыс. человек. Ежегодно от суицида в России исчезает население, равное по численности среднего по размеру города. Самоубийств в 1990 г. было в 2 раза больше, чем убийств, сегодня уровень самоубийств выше уровня убийств на треть. Самая тяжёлая суицидальная ситуация (в 1,5 раза выше, чем в 1Гундарев И. Парадоксы российских реформ. М., 1997. среднем по стране) сложилась в Сибири, северных регионах страны, на Урале, Дальнем Востоке. Вторую группу составляют нарастающие девиации, которые раньше не были характерны для российского общества, но в последние десятилетия обладают явно выраженной тенденцией к росту (уголовные правонарушения, различные проявления агрессивности, национализм и расизм). Настораживает не только значительное число фактов девиантного поведения, но и тенденции его распространения. Что же является причиной такого высокого уровня девиаций в нашем обществе? Подавляющее большинство социологических концепций объясняет распространение девиантных форм поведения в конечном счете степенью интегрированности общества, причем недостаток интеграции выражается прежде всего в социальной аномии. Дюркгейм характеризовал последнюю как состояние отсутствия ценностей на стыке между изжитой старой и несформировавшейся неорганической новой структурой норм и ценностей, в рамках которой индивиды буквально не знают, что хорошо и что плохо, что допускается и что нет. Уже упоминавшийся нами Мертон описывает эту ситуацию как расхождение общественных требований, культурно принятых жизненных целей с имеющимися в распоряжении средствами, Дарендорф связывает аномию с ослаблением общественных привязанностей, Макайвер с ослабленными социальными и эмоциональными контактами, Хабермас с противоречием между интеграцией режима и культурной интеграцией (идентификация с общественным устройством, его легитимация). Каждая из приведенных интерпретаций, однако, затрагивает так или иначе аспекты социальной интеграции, организованности и предсказуемости социального поведения. Известно, что аномия усиливается в период реорганизации общества. Так. приходится сделать вывод, что развитие российского общества на протяжении последнего столетия было историей |