Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 117]

России наблюдается широкая "массовизация" разнообразных форм антисоциального или социально-деструктивного поведения...
Страну охватила эпидемия массового мошенничества.
И это, пожалуй, самое безобидное из всего, что происходит в обществе”.
Такая негативная, но в то же время обоснованная характеристика сложившейся ситуации показывает, как важно сегодня сформировать
политико-правовое поле и запустить в действие механизмы, эффективно регулирующие правовое и политическое поведение во всех сегментах общества.
В настоящее время некоторая часть общества по крайней мере частично идентифицировалась с новыми культурными требованиями.
Естественно, эта культурная интериоризация чрезвычайно различно протекает в обществе.
Наблюдается неравномерное социальное закрепление новой системы ценностей, что для личности означает неопределенность и непредсказуемость макросреды, более того, ожиданий в поведении, мышлении, привязанностях.
Однако подавляющее большинство
населения по-прежнему страдает от ситуации, когда стала недействительной прежняя установленная формальная система ценностей.
Большинство членов общества оказалось в ситуации, когда более или менее результативно усвоенные ранее нормы и соответствующие им формы поведения, сознания и чувства стали неадекватными.
Они поставлены перед необходимостью ответа на вопрос: верно ли они мыслили, поступали и чувствовали, пытаясь встроиться в
общественно-культурные требования прошедших десятилетий.
В итоге общество повернуло к тотальной аномии.
Перемены в структуре общества послужили также углублению аномии.
Происходит
чрезвычайно быстрый рост предпринимательского 83 Флиер А.
Я .
Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность.
1998.
№3.
С.

181.
117
[стр. 214]

аномийных состояний.
Социальная дезинтеграция прослеживалась почти постоянно, что проявлялось как в макросоциальных процессах (структура, мобильность, система ценностей, культура и т.д.), так и в микросоциальной сфере, на уровне семейных, межличностных связей.
Аномийные ситуации пронизывали всю структуру общества.
Ценностные и нормативные кризисы, отсутствие средств, необходимых для претворения культурных целей, общественные иллегитимации, как правило, не оставались на уровне общественного сознания, но объективировались в структуре учреждений общества, его построении и механизме действия и поэтому органически врастали в макроструктуру общества.
В настоящее время некоторая часть общества по крайней мере частично идентифицировалась с новыми культурными требованиями.
Естественно, эта культурная интериоризация чрезвычайно различно протекает в обществе.
Наблюдается неравномерное социальное закрепление новой системы ценностей, что для личности означает неопределенность и непредсказуемость макросреды, более того, ожиданий в поведении, мышлении, привязанностях.
Однако подавляющее большинство
россиян попрежнему страдает от ситуации, когда стала недействительной прежняя установленная формальная система ценностей.
Большинство членов общества оказалось в ситуации, когда более или менее результативно усвоенные ранее нормы и соответствующие им формы поведения, сознания и чувства стали неадекватными.
Они поставлены перед необходимостью ответа на вопрос: верно ли они мыслили, поступали и чувствовали, пытаясь встроиться в
социокультурные реалии прошедших десятилетий.
В итоге общество повернуло к тотальной аномии.
Перемены в структуре общества послужили также углублению аномии.
Происходит
быстрый рост предпринимательского слоя.
Наряду с этим, конечно, можно говорить об обогащении отдельных общественных групп, но парадоксально то, что их вертикальная мобильность имела не

[стр.,241]

ного или социально-деструктивного поведения...
Страну охватила эпидемия массового мошенничества.
И это, пожалуй, самое безобидное из всего, что происходит в обществе”1.
Такая негативная, но в то же время обоснованная характеристика сложившейся ситуации показывает, как важно сегодня сформировать
правовое поле и запустить в действие механизмы, эффективно регулирующие правовое поведение во всех сегментах общества.
Проблема культуры как фактора безопасности содержательно связана с развитием сознания, мышления и отношений, стимулирующих социальную конкурентоспособность и индивидуальную конкурентность как основную характеристику современного гражданского общества.
“Ведь основа гражданского правового общества не рыночная экономика и демократические формы правления как таковые, а именно склонность к честной конкуренции свободных личностей, где более энергичный, трудолюбивый, способный и профессионально подготовленный человек естественным образом имеет больше шансов опередить конкурентов и заработать больший объем социальных благ.
Это и является основой социальной культуры современного общества, и там, где подобная культура выше, существенно ниже уровень внутренних угроз национальной безопасности”2.
Однако именно в этом пункте и возникает существенная культурная проблема: ведь российская традиция культивировала соборность, затем коллективность и как же на этом фоне может возникнуть поощряемый обществом индивидуализм? По всей видимости, этические нормы не скоро начнут поощрять соревновательность, исключительность, как они и сегодня не одобряют социальное расслоение и дифференциацию возможностей разных людей и групп.
Для того, чтобы новая норма и соответствующая ей практика прижилась, необходима санкция самого авторитетного общественного субъ1Флиер А.Я.
Культура как фактор национальной безопасности //Общественные науки и современность.
1998.
№3.
С.18!.

2Там же.
С.
182.

[Back]