Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 120]

Таким образом, феноменология аномии в современном российском обществе дает возможность сделать применительно к состоянию правовой культуры следующие выводы.
Правовая культура современного российского общества
демонстрирует наличие деформаций, связанных, в первую очередь, с утратой основных
ценностных различений, что свидетельствует об углублении общего социокультурного кризиса.
Деформированность
Ф базовых траекторий социального пространства проявляется в криминализации индивидуального и массового сознания и поведения; росте преступности и изменении ее структуры в сторону криминализации всех без исключения возрастных, гендерных и профессиональных групп; падении общественного интереса к моральной проблематике, ранее составлявшего традиционную особенность отечественного менталитета; росте аморализма и безнравственности; распространении на все общество ценностей и норм криминальной субкультуры; развитии правового нигилизма на всех социальных уровнях.
«
к Характерная для аномии утрата жизненных ориентиров, потеря воли к жизни проявляются в широком распространении деструктивных по отношению к обществу и самому себе девиантных по определению способов поведения: суицидов, алкоголизма, наркомании.
Может идти речь о патологическом
характере формирующихся структур жизненного пространства.
Описание этого пространства можно дополнить упоминанием о росте тревожных ожиданий, социальной неуверенности, ощущений фрустрации, заброшенности, апатии.
Правовая культура в этом случае несет на себе печать утраты различения между саморазрушением и самоутверждением,
социальной приемлемости и даже естественности девиации, что позволяет утверждать, что в целом правовая культура современного российского общества носит характер девиации.

120
[стр. 18]

8.
Правовая культура современного российского общества
демонстрирует наличие деформаций, связанных, в первую очередь, с утратой основных
аксиологических различений, что свидетельствует об углублении общего социокультурного кризиса.
Деформированность
базовых траекторий социального пространства проявляется в преимущественно неправовом характере взаимодействий, криминализации индивидуального и массового сознания и поведения; росте преступности и изменении ее структуры в направлении криминализации всех без исключения возрастных, гендерных и профессиональных групп; падении общественного интереса к моральной проблематике, ранее составлявшего традиционную особенность отечественного менталитета; росте аморализма и безнравственности; распространении на все общество ценностей и норм криминальной субкультуры; развитии правового нигилизма на всех социальных уровнях; широком распространении самодеструктивных девиантных по определению способов поведения: суицидов, алкоголизма, наркомании.
Правовая культура в этом случае несет на себе печать утраты различения между саморазрушением и самоутверждением,
признания социальной приемлемости и даже естественности девиации.
Она отражает общий мозаичный характер культуры, включает в себя локальные фрагменты деформированного правосознания, неправовых ориентаций и мотиваций.
Важной ее характеристикой является обесценивание правомерного поведения как универсальной модели, нарастание социальной резигнации по отношению к распространенному противоправному поведению.
В целом сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как состояние аксиологического вакуума и культурной аномии.
9.
Преодоление правокультурного кризиса в современной России и вытеснение неправовых практик на периферию социального пространства может быть только эволюционным по длительности и характеру процессом, совпадающим по своей направленности с процессом модернизации, поскольку предусматривает постепенное утверждение правокультурных

[стр.,219]

вятся для всей группы нормой.
Такое влияние ускоряет девиантное воспитание младших.
Жизнь групп характеризуется разнообразными конфликтами как внутри группы, так и за её рамками.
Часто конфликты между различными группами перерастают в агрессию.
Для межгрупповых отношений характерны также установки отчуждения, нетерпимости, образ мышления, основанный на предубеждениях и дискриминации.
Перечисленные социокультурные характеристики современного российского общества указывают на аномию, угрожающую ростом девиаций, и на то, что изменение этой ситуации возможно лишь в результате долгосрочной общественно-политической программы.
Таким образом, феноменология аномии в современном российском обществе дает возможность сделать применительно к состоянию правовой культуры следующие выводы.
Правовая культура современного российского общества
демонстрирует наличие деформаций, связанных, в первую очередь, с утратой основных
аксиологических различений, что свидетельствует об углублении общего социокультурного кризиса.
Деформированность
базовых траекторий социального пространства проявляется в криминализации индивидуального и массового сознания и поведения; росте преступности и изменении ее структуры в сторону криминализации всех без исключения возрастных, гендерных и профессиональных групп; падении общественного интереса к моральной проблематике, ранее составлявшего традиционную особенность отечественного менталитета; росте аморализма и безнравственности; распространении на все общество ценностей и норм криминальной субкультуры; развитии правового нигилизма на всех социальных уровнях.
Характерная для аномии утрата жизненных ориентиров, потеря воли к жизни проявляются в широком распространении деструктивных по отношению к обществу и самому себе девиантных по определению способов поведения: суицидов, алкоголизма, наркомании.
Может идти речь о пато


[стр.,220]

логическом характере формирующихся структур жизненного пространства.
Описание этого пространства можно дополнить упоминанием о росте тревожных ожиданий, социальной неуверенности, ощущений фрустрации, заброшенности., апатии.
Правовая культура в этом случае несет на себе печать утраты различения между саморазрушением и самоутверждением, социальной приемлемости и даже естественности девиации, что позволяет утверждать, что в целом правовая культура современного российского общества носит характер девиации.

В современной России развился и закрепился мозаичный, несистемный тип культуры, составленной из разнородных, плохо согласующихся между собой, дисгармоничных фрагментах.
Ее характеризует когнитивный вакуум, примитивный утилитаризм, отсутствие знаний и понимания ситуации в обществе, господство слухов и дезинформации.
Власть полностью устранилась от объяснения с народом, стала непонятной, а поэтому пугающе опасной.
Мозаичность культуры это внушаемость, манипулируемость и мифологнчность сознания и иррациональность поведения.
В этом смысле правовая культура отражает общий мозаичный характер культуры, включает в себя локальные фрагменты деформированного правосознания, неправовых ориентаций и мотиваций.
Важной ее характеристикой является обесценивание правомерного поведения как универсальной модели, нарастание социальной резигнации по отношению к распространенному противоправному поведению.
Все это в совокупности можно охарактеризовать как тотальный кризис правосознания и правовой культуры.
# 222

[Back]