Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 121]

В современной России развился и закрепился мозаичный, несистемный тип культуры, составленной из разнородных, плохо согласующихся между собой, дисгармоничных фрагментах.
Ее характеризует когнитивный вакуум, примитивный утилитаризм, отсутствие знаний и понимания ситуации в обществе, господство слухов и дезинформации.
Власть полностью устранилась от объяснения с народом, стала непонятной, а поэтому пугающе опасной.
Мозаичность культуры это внушаемость, манипулируемость и
мифологичность сознания и иррациональность поведения.
В этом смысле правовая культура отражает общий мозаичный характер культуры, включает в .
себя локальные фрагменты деформированного правосознания, неправовых ориентаций и мотиваций.
Важной ее характеристикой является обесценивание правомерного поведения как универсальной модели, нарастание социальной резигнации по отношению к распространенному противоправному поведению.

Можно выделить некоторые общие черты современного правового нигилизма.
Он, во-первых, имеет подчеркнуто демонстративный, вызывающий и неуправляемый характер; во-вторых, является глобальным, массовым, широко распространенным не только среди граждан, социальных и профессиональных групп, слоев, но и в официальных государственных структурах, законодательных, исполнительных и правоохранительных эшелонах власти; в-третьих, имеет, многообразие а форм проявления от криминальных до легальных (легитимных), от парламентско-конститу-ционных до митингово-охлократических, от "верхушечных" до бытовых; в-четвертых, обладает особой степеньюа р разрушительности, оппозиционной или популистской направленностью, регионально-национальной окраской; в-пятых, сливается с политическим, • I нравственным, духовным и экономическим нигилизмом, образующим вместе единый деструктивный процесс; в-шестых, способствует 121
[стр. 18]

8.
Правовая культура современного российского общества демонстрирует наличие деформаций, связанных, в первую очередь, с утратой основных аксиологических различений, что свидетельствует об углублении общего социокультурного кризиса.
Деформированность базовых траекторий социального пространства проявляется в преимущественно неправовом характере взаимодействий, криминализации индивидуального и массового сознания и поведения; росте преступности и изменении ее структуры в направлении криминализации всех без исключения возрастных, гендерных и профессиональных групп; падении общественного интереса к моральной проблематике, ранее составлявшего традиционную особенность отечественного менталитета; росте аморализма и безнравственности; распространении на все общество ценностей и норм криминальной субкультуры; развитии правового нигилизма на всех социальных уровнях; широком распространении самодеструктивных девиантных по определению способов поведения: суицидов, алкоголизма, наркомании.
Правовая культура в этом случае несет на себе печать утраты различения между саморазрушением и самоутверждением, признания социальной приемлемости и даже естественности девиации.
Она отражает общий мозаичный характер культуры, включает в себя локальные фрагменты деформированного правосознания, неправовых ориентаций и мотиваций.
Важной ее характеристикой является обесценивание правомерного поведения как универсальной модели, нарастание социальной резигнации по отношению к распространенному противоправному поведению.

В целом сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как состояние аксиологического вакуума и культурной аномии.
9.
Преодоление правокультурного кризиса в современной России и вытеснение неправовых практик на периферию социального пространства может быть только эволюционным по длительности и характеру процессом, совпадающим по своей направленности с процессом модернизации, поскольку предусматривает постепенное утверждение правокультурных

[стр.,220]

логическом характере формирующихся структур жизненного пространства.
Описание этого пространства можно дополнить упоминанием о росте тревожных ожиданий, социальной неуверенности, ощущений фрустрации, заброшенности., апатии.
Правовая культура в этом случае несет на себе печать утраты различения между саморазрушением и самоутверждением, социальной приемлемости и даже естественности девиации, что позволяет утверждать, что в целом правовая культура современного российского общества носит характер девиации.
В современной России развился и закрепился мозаичный, несистемный тип культуры, составленной из разнородных, плохо согласующихся между собой, дисгармоничных фрагментах.
Ее характеризует когнитивный вакуум, примитивный утилитаризм, отсутствие знаний и понимания ситуации в обществе, господство слухов и дезинформации.
Власть полностью устранилась от объяснения с народом, стала непонятной, а поэтому пугающе опасной.
Мозаичность культуры это внушаемость, манипулируемость и
мифологнчность сознания и иррациональность поведения.
В этом смысле правовая культура отражает общий мозаичный характер культуры, включает в себя локальные фрагменты деформированного правосознания, неправовых ориентаций и мотиваций.
Важной ее характеристикой является обесценивание правомерного поведения как универсальной модели, нарастание социальной резигнации по отношению к распространенному противоправному поведению.

Все это в совокупности можно охарактеризовать как тотальный кризис правосознания и правовой культуры.
# 222

[Back]