формированию негативизма более широкого явления, захлестнувшего в последние годы сначала советское, а затем российское общество в ходе демонтажа старой и создания новой системы, смены образа жизни84.1 Таким образом, правовой нигилизм показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального качества законотворческой деятельности и политической системы. Его проявления свидетельствуют об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества. Это своего рода обратная связь, или своего рода оценка населением работы властных органов, их реальных действий. В этом смысле правовой нигилизм представляется как специфический социальный индикатор, показывающий необходимость устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере, приближения власти к обществу, повышения авторитета права и государства. Полновесное использование указанной обратной связи реальная гарантия демократического развития государства. с * 3.2. Механизмы коррекции политико-правовых девиаций на пути к правовому государству г ф В настоящее время формирование гражданского общества в России рассматривается как официальная цель проводимых в стране реформ. Представляется, однако, что утвердившиеся в западном цивилизованном мире принципы социальной организации правового государства, гражданского общества подкреплялись соответствующим* наличествующим там типом правовой культуры, основой которой были 84Сафонов В.Г. Понятие правового нигилизма// Государство и право. 2004, № 12. С.69. |
циональности, пола, возраста, вероисповедания как высшей социальной ценности. Еще Г.В.Ф. Гегель показал, что главную характеристику гражданского общества составляет отдельная личность, которая сама является целью себя самой. И в настоящее время исследователи подчеркивают, что основными задачами гражданского общества являются соблюдение безопасности индивидов, защита частной собственности и личной свободы1. Возвращаясь к приведенной выше мысли З.Т. Голенковой о нормативной составляющей понятия "гражданского общества", нельзя не усмотреть здесь связи с проблемой правовой самореализации личности. Н ормативное содержание идеи гражданского общества как типа социальной системы, становление и само существование которой впрямую зависят от правовой самореализации индивидов, от их правосознания, правовой культуры и отражающего их качества поступков, направлено на формирование адекватной идеалу гражданского общества личностной ориентации, которая бы воплощалась в конкретных мотивациях и установках. В настоящее время формирование гражданского общества в России рассматривается как официальная цель проводимых в стране реформ. Представляется, однако, что утвердившиеся в западном цивилизованном мире принципы социальной организации правового государства, граж данского общества подкреплялись соответствующим наличествующим там типом правовой культуры, основой которой были закрепленные в сознании граждан ценности свободы личности, прав человека. В России ситуация гораздо сложнее, поскольку здесь речь идет о коренной ломке традиционного, архетипического в своих основах правопонимания и более того самих этнокультурных оснований системы ценностей. Традиционалистски ориентированные отечественные мыслители отрицают возможность подобной ломки. Например, по мнению А. Дугина «гражданского общ ества 1 Кола Д. Политическая социология /Пер. с фр.; предисл. А.Б.Гофмана. М., 2001. С. 301. |