Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 30]

ценностей вне единой иерархии , но также исходя из смыслополагания.
Втретьих, полемические, действующие посредством смыслоразличения, отторжения и конституирования негативной зоны.
Их активность направлена всегда против официальной власти, против господствующих принципов организации общества.
Исследование правового менталитета как феномена, в значительной мере определяющего тип и исторические трансформации правовой культуры, имеет широкие научные перспективы.
Особенно это касается переломных исторических периодов, в частности, периода, переживаемого сейчас российским обществом.
Ибо переход к правовой культуре более высокого уровня невозможен без соответствующих изменений в структуре правового менталитета.
Вообще, как показывает, например,
В.Л.
ш Дорошенко , правовая система любого общества существует как образ жизни, как менталитет, и именно в рамках менталитета обладает устойчивостью и транслируется.
В европейских странах, даже захваченных на время сталинизмом,
уничтожить полностью собственническо-правовые отношения, прежде всего среди народных масс, оказалось невозможным.
Не прижились Советы как форма власти ни в одной стране Восточной Европы, не прижились колхозы в Польше, и так далее, примеры можно умножать.
Не зная и не интересуясь определениями права, люди рождаются, воспитываются и
живут в правовой среде, в правовом языке, в правовом сознании.
Именно правовой менталитет является ключом к пониманию правовой культуры, правосознания и правового поведения, и именно в нем кроется специфика традиционного российского отношения к праву.
Само слово «право» в русском языке имеет общий корень со словом «правда».
Понятие, вернее, смыслообраз "правда" одно из ключевых для
16Дорошенко В.Л.
Что такое право? //ЭКО.
Новосибирск, 2002.
№ 3.
С.
136.

■ 30
[стр. 108]

ровольного самоограничения личной свободы, не посягающей на права и свободу «Других»).
В диахронном аспекте эти модусы менталитета представляют собой стадиальные этапы его становления, фазы развития, между которыми существует эволюционная последовательность их актуализации в социокультурном пространстве.
В рамках определенного общества один из модусов, как правило, доминирует, выступая его культурообразующим фактором.
В практической жизни повседневного сознания ни один из перечисленных ментальных типов не выступает в чистом виде.
В аспекте синхронии модусы менталитета предстают уровнями, структурирующими деятельность каждого ментального «я».
Всякий акт индивидуального мышления совершается на том или ином из этих уровней, отвечает тому или иному вектору ментальности.
Человек современных (динамичных) обществ, как правило, не обладает каким-то одним постоянным типом ментальности: в разные исторические периоды и в различных жизненных ситуациях в его сознании могут преобладать различные тенденции.
Конфигурации этих тенденций и составляют ментальность данного конкретного общества.
Исследование правового менталитета как феномена, в значительной мере определяющего тип и исторические трансформации правовой культуры, имеет широкие научные перспективы.
Особенно это касается переломных исторических периодов, в частности, периода, переживаемого сейчас российским обществом.
Ибо переход к правовой культуре более высокого уровня невозможен без соответствующих изменений в структуре правового менталитета.
Вообще, как показывает, например,
B.JT.
Дорошенко1, правовая система любого общества существует как образ жизни, как менталитет, и именно в рамках менталитета обладает устойчивостью и транслируется.
В европейских странах, даже захваченных на время сталинизмом,
1Дорошенко ВЛ.
Что такое право? //ЭКО.
Новосибирск, 2002.
№ 3.
С.136.


[стр.,109]

# уничтожить полностью собственническо-правовые отношения, прежде всего среди народных масс, оказалось невозможным.
Не прижились Советы как форма власти ни в одной стране Восточной Европы, не прижились колхозы в Польше, и так далее, примеры можно умножать.
Не зная и не интересуясь определениями права, люди рождаются, воспитываются и
жи• ' вут в правовой среде, в правовом языке, в правовом сознании.
Именно правовой менталитет является ключом к пониманию правовой культуры, правосознания и правового поведения, и именно в нем кроется специфика традиционного российского отношения к праву.
Само слово «право» в русском языке имеет общий корень со словом «правда».
Понятие, вернее, смыслообраз "правда" одно из ключевых для
русского национального менталитета.
Оно обязательно присутствует во всех философских системах, созданных в рамках российской культуры славянофильстве и западничестве, народничестве и русском марксизме, социальной и религиозной философии.
Искреннее и ожесточенное правдоискательство составляет, пожалуй, главную объединяющую черту самых разных по убеждениям и темпераментам отечественных светских и религиозных мыслителей, писателей, охранителей и революционеров, простолюдинов и аристократов.
Так, Ф.
Достоевский пишет о россиянах, которым «нужна лишь правда" и «которые ищут правды прежде всего, и если бы только узнали, где она, то для достижения ее готовы пожертвовать ж всем, и даже жизнью»: «Характернейшая черта еще в том, что они ...
принадлежат ко всевозможным разрядам и убеждениям: тут и аристократы и пролетарии, и духовные и неверующие, и богачи и бедные, и ученые и неучи, историки и девочки, и славянофилы и западники»1.
Достоевский употребляет параллельно выражения «искание правды» и «искание честности».
Это показывает, что речь идет о нравственных исканиях.
Именно # 'Достоевский Ф.
М.
Поли.
собр.
соч.
В 30 т.
М., 1972-1990.
Т.
25.
С.
57,63.

[Back]