Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 38]

представляет собой синтез личного социального опыта и совокупности общественных норм, интериоризированных личностью в процессе социализации в систему ценностных ориентаций.
И если в тоталитарном обществе процессы социальной идентификации, претерпевая значительные деформации, все же имели такой характер, что не допускали существенного социального кризиса, то в переходный период все усложнилось.
В процессе демократизации общества, разделения властей, создания действенных представительных органов государственной власти, реализующих функции правотворчества, роль добровольного принятия индивидом государственной правовой политики в России заметно возросла.
Представительная система власти, сформированная в ходе свободных альтернативных выборов, дает возможность законодателю, как колллективному субъекту, представляющему всю палитру общественных интересов, опереться в своей деятельности на реальные потребности различных социальных групп, интенции которых выступают
побудительным мотивом разработки и принятия конкретных законопроектов.
Стратегия и тактика правовой политики вырабатывается на основе соответствующего типа правопонимания, которое берется законодателем в качестве исходного, базисного.
Правовая политика как феномен политической и государственной жизни концептуально объединяет в себе духовный и поведенческий аспекты.
Так, например, сложившаяся ситуация в Федеральном Собрании и Государственной Думе РФ красноречиво свидетельствует о социальной роли и ценности концептуального правопонимания в созидании стратегических основ правовой политики.
Коллективное правопонимание основного законодательного органа нашей страны разноплановое, многополярное, духовно неоднозначное затрудняет процесс позитивного нормотворчества, поскольку
38
[стр. 122]

бачеве, шоковая терапия при Б.
Ельцине), поэтому речь идет не просто о формировании новых правовых норм, а о замене большей части норм предшествующей политической системы, о смене социальных ценностей и ориентиров.
М одели политических отношений в периоды становления ценностной структуры разных поколений изменялись по широчайшему спектру: деспотия автократия бюрократия принципат —олигархия.
Хотя все эти модели носили в большой степени эклектичный характер, их влияние на правовую практику, правовую культуру и становление правосознания масс всегда было определяющим.
Следовательно, говоря о становлении правовой культуры населения России в настоящее время, следует иметь в виду особенности трансформации структур внешнего слоя правового менталитета, сложившихся в условиях тех или иных политических реалий.
Сегодня задача заключается не в том, чтобы сформировать в массовом сознании россиян положительный образ правовой системы, которая укладывается в модель политической структуры государства, не вступающей в противоречие с историческим сознанием большинства поколений.
Это представляется на сегодняшний день недостижимым.
И все ж е можно построить модель правопонимания «компромиссного» типа, к которой большинство представителей поколенческих когорт проявят толерантность.
Ибо правопонимание в своей структуре двойственно, включая две части, одна из которых базируется на преемственности традиций и идеологическом воздействии на массовое сознание, а другая представляет собой синтез личного социального опыта и совокупности общественных норм, интериоризированных личностью в процессе социализации в систему ценностных ориентаций.
Совокупность установок личности, обусловленных приобретенными ею знаниями и идеалами, личным социальным опытом, составляет основу оценки лю бы х реформ, направленных на трансформацию или модернизацию общ ественной жизни, а в результате этических и правовых норм.
Уровень признания или отвержения личностью новых этических и право

[стр.,123]

вых норм социальной жизни зависит от прошлого социального опыта и системы ценностных ориентаций, составляющих ее жизненное «кредо».
Таким образом, в формировании правовой культуры масс большую роль играют критерии, лежащие в основе чувства социальной справедливости.
Всякая социально-правовая практика, в которой личность чувствует себя дискомфортно, испытывает депривацию по тем или иным параметрам, отвергается ею.
Иначе говоря, личность не находит для себя критериев идентификации с таким обществом, в том числе с его нормами общежития и социальными институтами.
И если в тоталитарном обществе процессы социальной идентификации, претерпевая значительные деформации, все же имели такой характер, что не допускали существенного социального кризиса, то в переходный период все усложнилось.
В процессе демократизации общества, разделения властей, создания действенных представительных органов государственной власти, реализующих функции правотворчества, роль добровольного принятия индивидом государственной правовой политики в России заметно возросла.
Представительная система власти, сформированная в ходе свободных альтернативных выборов, дает возможность законодателю, как колллективному субъекту, представляющему всю палитру общественных интересов, опереться в своей деятельности на реальные потребности различных социальных групп, интенции которых выступают
побудиф тельным мотивом разработки и принятия конкретных законопроектов.
Существенно возрастает значение юридической науки в правообразовательных процессах, субъекты которых выполняют чрезвычайно сложную и ответственную работу по формированию нового правового пространства, созданию целостной и эффективной системы нормативных актов, которая должна обеспечить новое качество социально-экономического развития российского общества в XXI веке.
123

[стр.,124]

Стратегия и тактика правовой политики вырабатывается на основе соответствующего типа правопонимания, которое берется законодателем в качестве исходного, базисного.
Правовая политика как феномен политической и государственной жизни концептуально объединяет в себе духовный и поведенческий аспекты.
Так, например, сложившаяся ситуация в Федеральном Собрании и Государственной Думе РФ красноречиво свидетельствует о социальной роли и ценности концептуального правопонимания в созидании стратегических основ правовой политики.
Коллективное правопонимание основного законодательного органа нашей страны разноплановое, многополярное, духовно неоднозначное затрудняет процесс позитивного нормотворчества, поскольку
идеологическая многополюсность в данном случае носит не конструктивный, а негативный характер.
Естественно, что в процессе выработки правовой политики роль рациональных элементов правопонимания очень велика.
Большое значение имеет и правовая воля, ибо без нее правовая политика бессильна, однако эмоционально-оценочные компоненты правосознания законодателя в целом играют не просто второстепенную, а зачастую даже негативную роль.
В правоприменительной деятельности адекватным является человечное и гуманное поведение соответствующих субъектов, ведь правовая политика государства должна быть этически принята массовым правосознанием.
В противном случае правовая политика законодателя терпит сокрушительный крах, порожденный валом девиаций, нигилистических реакций, протестного поведения и разнообразных криминальных деяний.
Массовое правосознание отличается эмоциональностью реакций на акты правовой политики.
Это вполне естественно, поскольку в массовом правосознании доминирует обыденный уровень и соответствующие ему компоненты.
Итак, можно сделать вывод, что «духовным субстратом правовой политики государства является господствующее правосознание, выраженное в

[Back]