Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 39]

идеологическая многополюсность в данном случае носит не конструктивный, а негативный характер.
Естественно, что в процессе выработки правовой политики роль рациональных элементов правопонимания очень велика.
Большое значение имеет и правовая воля, ибо без нее правовая политика бессильна, однако эмоционально-оценочные компоненты правосознания законодателя в целом играют не просто второстепенную, а зачастую даже негативную роль.
В правоприменительной деятельности адекватным является человечное и гуманное поведение соответствующих субъектов, ведь правовая политика государства должна быть этически принята массовым правосознанием.
В противном случае правовая политика законодателя терпит сокрушительный крах, порожденный валом девиаций, нигилистических реакций, протестного поведения и разнообразных криминальных деяний.

Итак, можно сделать вывод, что «духовным субстратом правовой политики государства является господствующее правосознание, выраженное в
идеологических и психологических аспектах.
Без духовно развитого правосознания правовая политика, право теряют культурный смысл и назначение».

Одна из наиболее острых проблем, мешающих становлению
правового государства в России, новому отношению к государству, незащищенность населения от неправомерных действий отдельных представителей органов исполнительной власти.
Инерция авторитарности и администрирования оказалась чрезмерно устойчивой, особенно в небольших городах и в национальных республиках.
Этого мнения придерживается абсолютное большинство экспертов (см.
рис.

1) .
Буйниязов P.C.
Роль правосознания в выработке и реализации государством правовой политики/ / Правоведение.
1997.
№4.
С.173-174.

22 Шереги Ф.Э.
Социология права: прикладные исследования.
С.
269.

39
[стр. 124]

Стратегия и тактика правовой политики вырабатывается на основе соответствующего типа правопонимания, которое берется законодателем в качестве исходного, базисного.
Правовая политика как феномен политической и государственной жизни концептуально объединяет в себе духовный и поведенческий аспекты.
Так, например, сложившаяся ситуация в Федеральном Собрании и Государственной Думе РФ красноречиво свидетельствует о социальной роли и ценности концептуального правопонимания в созидании стратегических основ правовой политики.
Коллективное правопонимание основного законодательного органа нашей страны разноплановое, многополярное, духовно неоднозначное затрудняет процесс позитивного нормотворчества, поскольку идеологическая многополюсность в данном случае носит не конструктивный, а негативный характер.
Естественно, что в процессе выработки правовой политики роль рациональных элементов правопонимания очень велика.
Большое значение имеет и правовая воля, ибо без нее правовая политика бессильна, однако эмоционально-оценочные компоненты правосознания законодателя в целом играют не просто второстепенную, а зачастую даже негативную роль.
В правоприменительной деятельности адекватным является человечное и гуманное поведение соответствующих субъектов, ведь правовая политика государства должна быть этически принята массовым правосознанием.
В противном случае правовая политика законодателя терпит сокрушительный крах, порожденный валом девиаций, нигилистических реакций, протестного поведения и разнообразных криминальных деяний.

Массовое правосознание отличается эмоциональностью реакций на акты правовой политики.
Это вполне естественно, поскольку в массовом правосознании доминирует обыденный уровень и соответствующие ему компоненты.
Итак, можно сделать вывод, что «духовным субстратом правовой политики государства является господствующее правосознание, выраженное в


[стр.,125]

* идеологических и психологических аспектах.
Без духовно развитого правосознания правовая политика, право теряют культурный смысл и назначение»1.

Важным рациональным компонентом правопонимания, во многом определяющим облик правовой культуры общества, является правовая идеология.
Она выступает программой деятельности людей, стремящихся действощ вать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.
Государственно-правовая идеология является фундаментальным условием формирования современной правовой системы с регламентированным законопослушным поведением людей в обществе.
Опыт социального реформирования в России показал, что страна не может эффективно развиваться без ясно сформулированной национальной государственно-правовой идеологии.
Иллюзии деидеологизации общества, политики, права породили процессы ценностного раскола общества и нигилизма в индивидуальном сознании, что постепенно приводит не просто к социальным кон• фликтам, а к реальной общественной дезинтеграции.
«В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями экономического кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои населения.
В нашем “деидеологизированном” сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма»2.
Представляется, что действительный социальный выбор будущ его пути России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, а в том, какая идеология наиболее адекватна национальному духу, общественной сущности и целям перспективного развития.
1Буйниязов Р.С.
Роль правосознания в выработке и реализации государством правовой политики //Правоведение.
1997.
№4.
С.173-174.

2Там же.
С.560-561.
125

[стр.,126]

Можно сказать, что правовая идеология синтезирует всю совокупность правовых знаний, выступая квинтэссенцией правовой культуры, концептуальным знанием, доступным широким слоям населения, поскольку в ней в символической форме заключен глубокий социальный смысл, ориентирующий лК>дей на позитивное социальное творчество, необходимое для развития общества в целом.
Для концептуализации такой эффективной в социальном отношении правовой идеологии необходима национальная правовая доктрина, которая не просто характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, но и служит целевой установкой текущего правового строительства, что необычайно актуально для современной России.
Ее разработка связана с большим количеством аксиологических проблем, с поиском путей общественного согласия («договора») и философской рефлексией.
Правовая идеология может и должна влиять на выбор моделей правового поведения как индивидами, так и социальными группами конкретного общества, поскольку вместе с элементами правовой психологии она включена в когнитивные схематические структуры правового менталитета, и каждая из них своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и состоянии правовой культуры общества.
Одна из наиболее острых проблем, мешающих становлению
новой правовой культуры в России, новому отношению к государству, незащищенность населения от неправомерных действий отдельных представителей органов исполнительной власти.
Инерция авторитарности и администрирования оказалась чрезмерно устойчивой, особенно в небольших городах и в национальных республиках.
Этого мнения придерживается абсолютное большинство экспертов (см.
рис.

I)1.
1Шереги Ф.Э.
Социология права: прикладные исследования.
С.
269.

[Back]