отражающие строго определенное, конкретное понимание права, правомерности и социального порядка. В правовой культуре сочетаются идеи, представления, взгляды и эмоции, выражающие отношение людей к действующему праву, их представления о юридических обязанностях и л правомочиях, о правомерности того или иного поведения, о нормативном общественном порядке в целом. Таким образом, правовая культура выступает в качестве необходимой габитусной предпосылки реализации правового поведения. Тем самым определяется качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в правомерном или, наоборот, преимущественно неправомерном характере правового поведения на массовом уровне, в совершенстве и отлаженности, или, наоборот, несовершенстве правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовой активности личности, а также в степени актуализации возможностей самореализации последней и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Правовое поведение, как нам представляется, хотя и является результатом свободного выбора личности (это один из основных постулатов теории права), несет на себе отпечаток состояния права как институциональной подсистемы. В силу этого сходные параметры правового поведения должны быть присущи группе людей, которые разделяют друг с другом в рамках единого социокультурного символизма общее видение смысла "правовой игры", в которую они так или иначе вовлечены. У каждого культурно-интегрированного сообщества, обладающего правовыми притязаниями свои общезначимые стереотипы правового поведения. Они имеют интерсубъективную природу, возникают и существуют только в контексте социального взаимодействия. 57 |
вовая культура как социально-исторически обусловленные, превратившиеся в нормативные фигуры и закрепившиеся в этом качестве отчасти отрефлексированные, отчасти дорефлексивные, «габитусные» представления о «данном, законном и справедливом», отражает строго определенное, конкретное понимание права, правомерности и социального порядка. В правовой культуре сочетаются идеи, представления, взгляды и эмоции, отражающие отношение к действующему праву, представления о юридических обязанностях и правомочиях, о правомерности того или иного поведения, о нормативном общественном порядке в целом. Таким образом, правовая культура выступает в качестве необходимой габитусной предпосылки функционирования в обществе института права и реализации правовых норм. Правовая культура, кроме того, рассматривается как качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в правовом или, наоборот, преимущественно неправовом уровне социальных практик, совершенстве и отлаженности, или, наоборот, несовершенстве правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правовой активности личности, а также в степени актуализации возможностей самореализации последней и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. Под правовой культурой, как нам представляется, необходимо также понимать определенное нормативное отношение к процедурам принятия решений и правилам поведения, закрепленным в законодательстве. Такое отношение присуще группе людей, которые разделяют друг с другом в рамках единого социокультурного символизма общее видение смысла "правовой игры", в которую они так или иначе вовлечены. У каждого культурно-интегрированного сообщества, обладающего правовыми притязаниями своя правовая культура. Она имеет интерсубъективную природу, возникает и существует только в контексте социального взаимодействия. |