Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 59]

неформальными структурами, последствия действий которых могут быть конструктивными и деструктивными .
В то же время нет нужды особо останавливаться на том, что I самореализация личности в аспекте права предполагает наличие у нее самосознания свободного существа, что проявляется в свободном выборе.
Неразрывная связь проблемы самореализации личности с ее реальным поведением в ситуациях ее включенности в широкую сферу социальных правоотношений сегодня мало у кого вызывает сомнение.
В данном процессе заметная роль отводится и политическим, и психологическим, и нравственным регуляторам поведения и деятельности личности.
Вместе с тем возможности самореализации личности в аспекте права предопределяются и общим уровнем
ее культурного развития, вбирающим в себя ее основные психосоциальные, этические, мировоззренческие и иные позиции.
Поэтому
личная самореализация должна рассматриваться через призму ее системного понимания, включающего в себя взаимодействующие компоненты экономического, политического, правового, нравственного и обыденного (бытового) сознания и поведения.
Следует более подробно остановиться на исследовании характера взаимосвязи, существующей между структурой социального пространства и правовым поведением как самореализацией личности.
В последние десятилетия, во многом благодаря воздействию идей А.
Шюца, в понимании социально-пространственных отношений
получает распространение подход, основанный на феноменологической традиции.
Вслед за П.
Бергером и Т.
Лукманом
субъективная повседневная реальность становится главным наполнением социальноА Чернобровкина Н.И.
Институциональные изменения в современном обществе //Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: В 3 т .-М ., 2003.-Т .
I.
С.
114.
35 Бергер П., Лукман Т.
Социальное конструирование реальности.
М., 1995.

59
[стр. 139]

конфигурацию жизненного пространства, мы приходим к тому, что требование выживания побуждает индивида к интеграции в жизненную среду, осуществляемой через структурирование личности.
В то же время на протяжении последних десятилетий, во многом благодаря влиянию идей А.
Шюца, в понимании социально-пространственных отношений
получил распространение подход, основанный ка феноменологической традиции.
Такое понимание в значительной степени дистанцируется от структурных и субстратных трактовок уже на уровне терминологии, поскольку пользуется термином "жизненное пространство".
Вслед за П.
Бергером и Т.
Лукманом1субъективная
повседневная реальность становится главным наполнением социально-пространственных отношений для А.
Турена, А.
Лефевра, П.
Ансара.
Предметом изучения становится мозаичность поведенческих пространств, ролевые, вещно-бытовые пространства, их институциональная природа.
С точки зрения П.
Ансара, в частности, социальное поле представляет собой систему позиций лиц2.
Мы в своей работе, заимствуя понятие «жизненное пространство», понимаем его не как место физической локализации личности, а как поле напряженности, ее структурирующее, и ею, в свою очередь, структурируемое.
Личность существует, пока она подвергается (и подвергает окружающее пространство) структурации, которая есть не единовременный, дающий в результате некоторую организацию, акт, или цепочка актов, но непрерывный процесс, продуцент которого перестает существовать, когда процесс обрывается.
Жизненное пространство, понятое генетически, дано в его структурации, в наполнении смыслами.
Таким образом, личность структурирует себя и свое жизненное пространство, творя смыслы, то есть интерпретируя свою действительность.
Исследователи уже довольно давно связали право с наличием альтернативных, 1Бергер П., Лукиан Т.
Социальное конструирование реальности.
М., 1995.

2Ансар П.
Современная социология//Социологические исследования.
1996.
№ 1.С.
139.


[стр.,142]

0 следовании в виде некоего континуума, периодически м еняю щ его свои психологические характеристики1.
П риведенное нами понимание интерпретации д а ет возм ож ность увидеть, что она является основны м м еханизмом п овседн евн ого правового мышления личности.
О собенно она важна там, где ещ е не вступили в силу ^ законы, н ет их знания и привычного для старш его поколения понятия ’’порядок1', интерпретация позволяет личности кажды й раз самоопределяться, упорядочивать, вносить м ом ент ясности и организованности в свою соц и альную ж изнь, свои взаимоотнош ения с лю дьм и, учреж дениям и, различными социальными структурами.
Интерпретация вы полняет ф ункцию рабочего м еханизм а правового сознания и правовой культуры .
Будучи наиболее ярким проявлением субъективности, пристрастности индивидуального сознания, интерпретация отражает стремления и ценностные ориентации личности и, следовательно, в каких-то пределах очерчивает * ее ж изненное пространство, пространство ее практического отнош ения к праву в частности.
Таким образом, личность обретает самореализацию , творя собственны е смыслы, систематизируя их в интерпретации и конституируя своими действиями социальные поля.
Н еповторимость действительной личности во многом предопределяется тем, что она в свей интерпретации открывает нечто новое для всех, дополняя раскрытие сущ ности и других лю дей, расширяя своими поступками их наличные возм ож ности и сама подвергаясь + непрерывной структурации со стороны социальной реальности.
Правовая культура, определяя тип правоотнош ений в рамках ж и зненного пространства личности, мож ет рассматриваться как конститутив последнего.
Нет нужды особо останавливаться на том , что самореализация личности в аспекте права предполагает наличие у н ее сам осознания св ободного сущ ества, что проявляется в свободном вы боре.
И сходя из интер1 Славская А.Н.
Интерпретация как предмет психологического исследования.
//Психол.
журн.
1994.
Т.
15.
№3.
С.
78-87.


[стр.,143]

претации права как меры свободы1и необходимости во взаимоотношениях человека и общества (личности и государства), мы можем уверенно констатировать, что личность есть лишь там, где есть свобода.
Как справедливо отмечает Е.А.
Лукашева, «подлинная ценность прав, свобод и обязанностей личности раскрывается в ее практическом правомерном поведении, осуществляемом на основе свободного выбора»2.
Неразрывная связь проблемы самореализации личности с ее реальным поведением в ситуациях ее включенности в широкую сферу социальных правоотношений сегодня мало у кого вызывает сомнение.
В данном процессе заметная роль отводится и политическим, и психологическим, и нравственным регуляторам поведения и деятельности личности.
Вместе с тем возможности самореализации личности в аспекте права предопределяются и общим уровнем
се культурного развития, вбирающим в себя ее основные психосоциальные, этические, мировоззренческие и иные позиции.
Поэтому
личностная самореализация должна рассматриваться через призму ее системного понимания, включающего в себя взаимодействующие компоненты экономического, политического, правового, нравственного и обыденного (бытового) сознания и поведения.
Личность структурирует социальное пространство вокруг себя, превращая его в свое жизненное пространство, совершая поведенческие акты, в быту и юридической теории именуемые поступками.
Именно через поступки проявляется уровень развитости правосознания, правовая установка и в целом правовая культура личности.
Поступок служит своеобразным индикатором социально-правовой зрелости человека.
В нем утверждается идея свободы и долга в ее нормативно-поведенческой функции.
Таким образом, в поступке должное поведение из норм и предписаний переходит в действительную практику правоотношений.
Здесь поступок выступает как 1Подробнее об этом см.: Иерсесянц B.C.
Право-математика свободы.
М., 1996.
2См:.Лукашева Е.А.
Социалистическое право и личность.
М., 1987.
С.
72.

[Back]