Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 61]

и то, что, несомненно, возможна (добавим, весьма распространена) и «антиправовая самореализация» личности в противоправных и асоциальных девиантных проявлениях).
Негативный, антисоциальный способ самореализации посредством правоотрицания, культивирования вседозволенности и правового нигилизма в разнообразных его выражениях предметно исследуется в теории социальных отклонений, формирующейся на базе комплекса научных дисциплин: социологии, теории права, криминологии, психологии, психиатрии и медицины^* .

Итак, правовое поведение не есть прямая проекция нормативной конфигурации общества.
Оно представляет собой относительно самостоятельное образование, которое складывается в результате взаимоналожения различных специфических социальных и психических регуляторов.
Личные потребности и интересы, социальное положение, принятые в обществе поведенческие стереотипы, условия правовой социализации, особенности мировосприятия, исповедуемая религия, самооценка, индивидуальные психофизиологические параметры вот неполный перечень тех моментов в целостной жизни индивида, под совокупным влиянием которых и складывается его правовое поведение.
Четкое и ясное установление прав личности в ее отношениях с государством и ограничение прав государства над личностью, повидимому,
составляет наиболее существенную и значительную характеристику идеала правовой государственности, выработанного европейской цивилизацией.
Имманентным смыслом и целью почти всех общественно-политических движений в цивилизованных странах за последние два-три столетия является постепенное освобождение личности, расширение и укрепление ее прав равно как и их признание и оформление со стороны государства.
Однако процесс
формирования адекватного 37 См.: Социальные отклонения.
2-е изд., перераб.
и доп.
М.: Юрид.
лит., 1989.
С.
15.
[стр. 144]

объективный факт правовой самореализации личности, как его реальное достояние, материализовавшаяся духовно-правовая ценность.
Речь, конечно, идет прежде всего о юридически значимых поступках, имеющих правомерный характер.
При этом мы вовсе не упускаем из виду и то, что, несомненно, возможна (добавим, весьма распространена) и «антиправовая самореализация» личности в противоправных и асоциальных девиантных проявлениях).
Негативный антисоциальный способ самореализации посредством правоотрицания, культивирования вседозволенности и правового нигилизма в разнообразных его выражениях предметно исследуется в теории социальных отклонений, формирующейся на базе комплекса научных дисциплин: социологии, теории права, криминологии, психологии, психиатрии и медицины1.

Анализируя механизм социально-правовой самореализации личности, можно выделить такие его составляющие, как правосознание и правовая установка личности, правомерное поведение, правовая активность и правовая самозащита.
Правовая культура, если рассматривать ее в аспекте конституирования жизненного пространства личности через поступок, также выступает одним из звеньев этого механизма (см.
схему 1).
Следует заметить, что правомерное поведение, правовая активность и правовая самозащита не могут не воплощаться в правовые поступки, которые и служат важнейшими «кирпичиками» фундаментальной правовой самореализации личности в обществе.
Под правовыми поступками мы в данном случае понимаем юридические факты-поступки, толкуемые нами более широко, чем это сделано в литературе2.
Широта трактовки юридического поступка в нашем понимании означает в первую очередь то, что в механизме социально-правовой самореализации личности он оценивается ' См.: Социальные отклонения.
2-е изд., перераб.
и доп.
М.: Юрид.
лит., 1989.
С.
15.

2 См., например: Матузов И.И.
Лекция 21.
Правовые отношения //Теория государства и права.
Курс лекций /Под ред.
Н.И.
Матузова и A.Q.
Малько.
М.: Юристъ, 1997.
С.
496-497.


[стр.,159]

Полнота возможностей для личности реализовывать и интериоризировать в свое сознание права и свободы в контексте субъективного права обретает свое максимальное раскрытие в правовом государстве, функционирование которого строго подчинено праву и ориентировано на соблюдение и защиту прав человека.
Первый шаг на пути к реализации представлений о правах человека, свободе, равенстве и братстве людей, повидимому, состоит в необходимости облечь в плоть «скелет» из обших принципов прав человека.
Характерной особенностью современных теорий демократии является четкий акцент, который делается на проблемах развития личности и реализации прав человека.
При этом важнейшая роль отводится естественным правам и суверенной воле индивида.
Современное правовое государство, независимо от его конкретной формы, безусловно должно признавать в силу своих базовых принципов так называемые субъективные публичные права, другими словами, права личной свободы.
Четкое и ясное установление прав личности в ее отношениях с государством и ограничение прав государства над личностью, по-видимому,
и составляет наиболее существенную и значительную характеристику идеала правовой государственности, выработанного европейской цивилизацией.
Имманентным смыслом и целью почти всех общественно-политических движений в цивилизованных странах за последние два-три столетия является постепенное освобождение личности, расширение и укрепление ее прав, равно как и их признание и оформление со стороны государства.
Однако процесс
выработки и распространения адекватной правовой культуры не является односторонним и зависит не только от развития государственности в правовом русле.
Важнейшей его составляющей остается трансформация индивидуальной правовой культуры, индивидуального правосознания.
По нашему мнению, здесь можно говорить о формировании правовой личности как особого типа личности.

[Back]