Проверяемый текст
Смоленский, Михаил Борисович. Правовая культура как элемент социокультурного пространства (Диссертация 2003)
[стр. 63]

Меняются и представления о праве, причем именно кризисные ситуации способны выявить, подчас в неожиданном ракурсе, все позитивное и негативное в теоретических построениях и постулатах, которые казались до этого бесспорными".
По мере развития общества и мировой цивилизации формальное право и юридическое мировоззрение занимают все более прочные позиции в институциональной и регулятивной структуре общества и выполняют все возрастающие по значимости функции осознанного обеспечения взаимной ответственности, уважения интересов, согласованности взаимодействия.
Итак, правовое сознание
является в гражданском обществе одной из важнейших форм общественного сознания, порождая юридическое мировоззрение и программы совершенствования сложившихся правовых систем как в стабильных, так и в переходных обществах.
Оно, по большому счету, способно как ускорить, так и отторгнуть внедрение юридических новаций.
Поэтому для России проблема формирования правосознания и правового поведения, отвечающего духу времени и происходящих общественных перемен, дающего возможность сохранять самобытность, но стать в то же время "открытым обществом", демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой,
является первостепенной.
Без этого "хорошие" законы не будут работать, а наиболее "деятельные" общественные субъекты будут постоянно уклоняться от выполнения закономерных требований и обязательств.
Развитие правового государства в современной России является поэтому процессом повышенной общественной значимости.
Принимаемые законы, образующие костяк будущей системы права как обновленного социального института, придают прагматичную определенность новымф
Ш Кудрявцев В.Н.
О правопонимании и законности // Государство и право.
1994.
№3.
С.З.

39 См.
труды Петражицкого Л., Рейснера М., Фарбера И.
и др.
[стр. 237]

Необходимость совершенствования правовой культуры и правопонимания в современном российском обществе диктуется не только требованиями конституирования пространства гражданского общества.
Усложнение условий современной жизни и возрастание числа угроз, связанных с хаотическим поведением (использование атомной энергии, ядерного оружия, химических производств, возникновение глобальных экономических связей и экологических проблем, т.п.) приводит к возрастанию роли и ценности права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное человеческое общежитие.
Соответственно, должно совершенствоваться и правопонимание как ментальное условие благополучного существования индивида, его коллективных образований, всего общества.
Кроме того, в периоды институциональной трансформации общества обычно происходит актуализация правосознания.
Дело в том, что такие периоды сопровождаются особым психологическим состоянием масс, тоской о прошлой правовой системе у одних, надеждами на формирование более "справедливой" у других.
В период объективно возникающего институционального вакуума, когда старая система институтов уже не может регулировать новые по типу взаимоотношения, а новые еще не полностью сформировались, в общественном сознании возникают идеализированные представления о правовой системе будущего.
"Известно, что кризисные периоды в жизни общества чреваты переоценкой прежних и бурным расцветом новых идей, порой недолговечных, но увлекающих слушателей.
Кризисы особенно болезненны для тех областей знаний, которые изучают стабильные, устойчивые явления и процессы.
К ним относится и юриспруденция.
Ведь нормы права островки стабильности в меняющемся мире; правовые системы в принципе малоподвижны; они меняются «скачками», порой опережая события, но большей частью отставая от текущей жизни.
Меняются и представления о праве, причем именно кризисные ситуации способны выявить, подчас в неожиданном ракурсе, все позитивное и негативное в теоретических построе


[стр.,238]

ниях и постулатах, которые казались до этого бесспорными"1.
По мере развития общества и мировой цивилизации формальное право и юридическое мировоззрение занимают все более прочные позиции в институциональной и регулятивной структуре общества и выполняют все возрастающие по значимости функции осознанного обеспечения взаимной ответственности, уважения интересов, согласованности взаимодействия2.
Итак, правовое сознание,
включающее в себя правопонимание, выступает в переходный период жизни общества одной из важнейших форм общественного сознания, порождая программы совершенствования сложившихся правовых систем.
Оно, по большому счету, способно как ускорить, так и отторгнуть внедрение юридических новаций.
Поэтому для России проблема формирования правосознания и правового поведения, отвечающего духу времени и происходящих общественных перемен, дающего возможность сохранять самобытность, но стать в то же время "открытым обществом", демократичным, основанным на законе, с активной рыночной динамикой
и развитым гражданским сектором, является первостепенной.
Развитие правовой культуры в современной России является поэтому процессом повышенной общественной значимости.
Принимаемые законы, образующие костяк будущей системы права как обновленного социального института, придают прагматичную определенность новым
социальным (экономическим, политическим и духовным) связям и взаимодействиям.
Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих: 1) механизмов их реализации и 2) адекватной правовой культуры и правосознания.
Это актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правового поведения и значительно более высокой правовой культуры граждан.
1Кудрявцев В.Н.
О иравопонимании и законности //Государство и право.
1994.
№3.
С.З.

2См.
труды Пстражицкого Л., Рейснера М., Фарбера И.
и др.

[Back]